1 апреля харьковские клоуны празднуют свою годовщину. Уже семь лет подряд они наведываются в медицинское учреждение, чтобы радовать и веселить детей, рассказывать им сказки, отвлекать от проблем и скрашивать их больничные будни. Это все – необходимая психологическая поддержка, которая помогает пройти через все этапы принятия болезни и ее лечения.
“Ребенку грозит самое худшее”: мамы детей с эпилепсией не могут получить лекарства
В команду входят люди из самых разных профессий, в том числе профессиональные психологи. Харьковчанка Татьяна Грида, она же “Апельсинка”, считает, что люди с психологическим образованием обязательно должны быть в больницах. Именно они смогут оказать детям и взрослым поддержку, помочь им справиться с тяжелым диагнозом. Когда Татьяна узнала о больничной клоунаде, то решила найти единомышленников и воплотить эту идею в жизнь.
“Однажды я наткнулась на страницу больничных клоунов в сети, – вспоминает Ольга Ковзикова. – И мне они показались небесными ангелами. Их деятельность меня очень заинтересовала, но я усомнилась, что такая работа мне по силам. А потом на одном фестивале я получила возможность попасть на мастер-класс больничной клоунады и … никаких крыльев и нимбов, только безумная энергетика. Шансов пройти мимо у меня не было! За пять месяцев обучения и стажировки я стала полноценным членом моей родной команды”.
Художник Юлия Блоха говорит, что сначала наблюдала за работой больничных клоунов со стороны, но затем появилось желание присоединиться. После стартовой репетиции харьковчанка втянулась и, как говорит она сама, “пропала”. Еще одна участница группы, Мария Протасова, поведала, что работать с детьми ей посоветовала психолог. Ее коллега Дарья Матюнина, она же клоун Лёля, рассказала, что решающим стал первый визит в больницу.
“Я для себя загадала, что если с самого первого раза будет контакт с детьми (или хотя бы с одним ребенком), если будет обратная связь и ребенок заинтересуется – тогда я останусь здесь, – рассказывает Дарья. – Тогда я действительно буду в этой команде. И тогда я останусь больничным клоуном, буду развиваться и учиться”.
Быть клоуном – это дать своей креативности разгуляться на полную
По словам Татьяны Гриды, больничный клоун – это в первую очередь друг для ребенка. Его образ максимально приятный, опрятный и нейтральный. На нем не увидишь никакого искажающего грима, который может напугать самых маленьких. Максимум – подрисованные ресницы и подрумяненные щеки. Одеваются они немного иначе, чем это делают другие взрослые. Яркие футболки с нашитыми пуговицами, забавные шапочки – вот типичные детали гардероба самого милого клоуна.
“И, конечно же, красные носы, – подчеркивает Татьяна, – Это презентация клоуна, его маска, которая оберегает его от многих психологических проблем. Когда человек его надевает, он находится в образе. И клоун видит не болезнь ребенка, а его самого, его эмоциональное состояние и готовность присоединиться к игре”.
Несмотря на общие черты, больничный клоун – это всегда индивидуальность. У каждого свой образ, характер, интересы и предпочтения, собственная история. Например, клоуна Марии Протасовой зовут Масяней, как и героиню одноимённого мультсериала. Это имя когда-то было ее детским прозвищем. Масяня балованная, веселая, болтливая и задиристая. Енечка Елены Ермишкиной любит похулиганить, пошалить, она задорная личность и любительница неформальных нарядов. Но в тоже время с малышами она нежная и добрая. А Леля, творческое альтер эго Дарьи Матюниной, изящная и яркая модница. У нее много платьев, юбок, шапочек и браслетов. Гардероб у нее даже богаче, чем у самой Дарьи.
“Мой клоун – это гиперболизированная и раскованная я, – признается Ольга Ковзикова, – Мне не приходилось ничего выдумывать. КоКо дает мне свободу действий, раскрывает моего внутреннего ребенка. А своей “изюминкой” считаю пение. Не знаю лучшего инструмента для настройки контакта”.
Под Харьковом 12-летняя девочка шьет защитные маски и бесплатно раздет их всем желающим
Клоуны признаются, что свой образ они специально не продумывают. Он создается сам по себе как некое воплощение личности самого человека.
“Образ приходит изнутри, – делится Юлия Блоха. – Это что-то глубинное, потаенное. Возможно, не очень используемое в повседневной жизни, но явно твое, настоящее. Это же не игра со сцены, где можно на время перевоплотиться. Это состояние, в котором ты живешь определенное время. Твой клоун живет в тебе, развивается, иногда меняется, но в любом случае он должен быть честным. Моя Хурма – шкодливая личность с буйной фантазией. Любит стрелять из пистолета поролоновыми шариками, рассказывать родителям небылицы, плясать на заказ и показывать неудачные фокусы”.
Быть клоуном – это уметь импровизировать
Каждый выход больничных клоунов – это сплошная импровизация. Ведь они не знают, в каком состоянии находится ребенок, какое у него настроение. Они подстраивается под маленького пациента, стараются найти с ним контакт, подобрать игру, которая придется ему по вкусу.
Татьяна Гридина не согласна с общественным мнением, согласно которому больница не место для развлечений. По ее мнению, игра – это процесс, позволяющий ребенку не только развиваться, но и перерабатывать некий травматический опыт.
“Клоун – это дурачек, которым можно покомандовать, – рассказала Татьяна. – С которым можно поиграть и даже немножечко оторваться. Например, шлепнуть шариком или приказать что-нибудь. Либо просто пошутить, посмеяться над ним. Такой партнер по игре. Вроде бы и взрослый, а вроде бы и нет. Потому что клоун – это всегда детство. Потому что он чуть-чуть не от мира сего. Это не просто тетя или волонтер. Это такой большой ребенок, который знает про игру все. Но в то же время это взрослый человек, который понимает, где он находится”.
Впрочем, пребывание в больнице накладывает определенные ограничения. Клоуны не используют громкие и раздражающие инструменты. Они тщательно стерилизуют одежду перед выходом. Кроме того, члены команды добросовестно проходят медицинские осмотры и отменяют визиты при малейшем намеке на простуду.
Быть клоуном порой довольно непросто
Профессия больничного клоуна, несмотря на кажущуюся легкость, требует множества знаний и навыков. Многие из тех, кто пробовал, оставили ее, и сейчас в команде всего десять человек. Кроме того, не все выдерживают тот факт, что больничные клоуны имеют дело с очень печальной и несправедливой стороной жизни.
“Ничего не ожидать, – рекомендует Юлия Блоха. – Не считать себя ни феей, ни героем, ни спасателем, ни чем-то подобным. Фу-фу-фу. Очень нравится образ клоуна, как странника, проходящего сквозь пространство и что-то оставляющего после себя, какой-то кусочек смеха и облегчения. Во время выхода – предельное внимание ко всему, что окружает – дети, родители, врачи, ситуации. Реагировать на все, чувствовать все, все время действовать исходя из интересов ребенка, быть искренним. Это здорово заряжает энергией, хотя и выматывает”.
Елена Ермишкина вспоминает, что в свое время сложно было сталкиваться с игнорированием или негативной реакцией со стороны ребенка. Но сейчас она понимает, что это тоже результат. Если ребенок или родитель не реагирует, то все равно он слышит, как клоуны поют псенку или играют с другим ребенком. Они ни на кого не давят и дают маленькому пациенту возможность сделать свой собственный выбор.
“Сложно, когда узнаешь, что ребенок ушел, – говорит Елена. – Когда узнаешь о смерти ребенка. И тогда, конечно, беседуешь с партнером. Даешь себе поплакать, погрустить. И говоришь об этом с командой. Я помню, что об этом я когда-то написала пост. И вспоминаешь о том, что нужно поблагодарить за то, что мы успели с ним подружиться, о том, что мы успели с ним поиграть, поулыбаться, спеть ему песенку до того, как он ушел. Что у него были новые друзья, что у него были мы. А он – у нас”.
Быть клоуном – это незабываемо
По словам Елены Ермишкиной, паяц уже своим появлением способен менять атмосферу в больничной палате. Женщина признается, что ей насколько нравится быть больничным клоуном, что порой становится сложно возвращаться в привычную действительность.
“Это такой обоюдный процесс. Когда ребёнок улыбается – я улыбаюсь ещё больше. Когда ребёнок обнимает, просит фото, реагирует на Масяню, я понимаю, что на своём месте. У меня лучшее в мире служение, убеждена в этом!” – считает харьковчанка.
Также больничная клоунада дарит порой незабываемые эмоции, уверена Дарья Матюнина. Ведь бывает, что клоун во время своего визита в больницу не особо-то весел. Он устал, у него опущены плечи. Что не удивительно – ее выходы обычно осуществляются в конце рабочего дня. Но потом все резко меняется…
“Как только ты видишь своего партнера, когда вы готовитесь, переодеваетесь, настраиваетесь, обсуждаете, когда надеваешь красный носик – то ты уже в образе. И ты слышишь за дверью детские голоса. Они ожидают, что сейчас выйдут клоуны. И все это куда-то исчезает. И появляются силы и вдохновение. И огромное количество энергии, с которой ты можешь делиться с ребятами во время этого выхода”, – считает Дарья.
Ее коллеги считают, что их работа является лучшей в мире. По мнению Юлии Блохи, клоуны находятся с детьми на одной стороне баррикад против уныния, страха, боли и бессилия. А Ольга Ковзикова уверена, что в игру надо вовлекать не только маленьких пациентов, но и взрослых, тогда все становятся равнозначными участниками и проблемы уходят на второй план.
Комментарии