Newsroom сравнил финансовую отчетность предприятий с заработками руководителей.
Большинство коммунальных предприятий Харькова годами показывают убытки, но это не мешает топ-менеджерам вовремя получать зарплату и накапливать активы. Еще экс-мэр Геннадий Кернес говорил, что все КП города работают в убыток. В связи с этим обходятся жителям очень дорого, поскольку получают миллионные суммы помощи из городского бюджета. Ситуацию не меняет даже повышение тарифов на услуги. Общественные активисты и оппозиционные к действующей власти депутаты уверены, что КП скрывают реальные доходы и требуют провести аудит.
В прошлом году убытки харьковской подземки составили почти 290 миллионов гривен
По данным из финансовых отчетов, опубликованных на “Портале открытых данных”, наибольшие убытки за 2020 год получили:
КП “Харьковские тепловые сети” – 2,473 миллиарда гривен;
КП “Харьковский метрополитен” – 289,89 миллиона гривен;
КП “Харьковводоканал” – 246,02 миллиона гривен;
КП “Горэлектротрансервис” – 173,2 миллиона гривен;
КП “Городской информационный центр” – 34,72 миллиона гривен.
Эта пятерка в антилидерах числится уже не первый год, и финансовые потери продолжают расти.
“По сути, это естественные монополии, которые привыкли работать без конкуренции, с неэффективным управлением, отдавая подряды приближенным фирмам, завышая стоимость закупок и из-за этого недополучать деньги”, – говорит сооснователь “Харьковского антикоррупционного центра” Евгений Лисичкин.
Одна из причин убытков теплосетей и водоканала – несвоевременное согласование тарифов Нацкомиссией по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг. Активисты-расследователи настаивают: неэффективное управление и завышение цен на закупках не менее значимые причины потерь.
Новый рекорд: в Харькове установят лавочку за 240 тысяч гривен
Правоохранители открывали десятки уголовных дел о растрате бюджетных денег на харьковских КП, однако ни одного обвинительного приговора руководителям пока не вынесли. По словам депутата горсовета Игоря Черняка, ряд коммунальных предприятий в Харькове может быть создан для генерирования “черного кэша”.
Реальную ситуацию на КП может показать независимый аудит, но не те аудиторские проверки, которые коммунальщики заказывали ранее.
“Это был аудит финансовой отчетности по итогам года, насколько правильно предприятие ведет бухгалтерскую и финансовую отчетность. Но это не тот аудит, о котором говорим мы, который может показать реальное положение финансово-хозяйственной деятельности, а именно: в каком состоянии недвижимое имущество, объекты инфраструктуры, трубы, как использовались деньги за последние годы, какие ремонтные подряды и кому отдавались. Необходимо объявить открытый конкурс на проведение аудита, и конечно доверие могут вызывать аудиторские компании топового уровня”, – пояснил Евгений Лисичкин.
“Черная дыра“, или миллионы на холодные батареи
Финансовые потери “Харьковских тепловых сетей” огромны не только в масштабах города. В последние годы КП входит в десятку самых убыточных предприятий Украины, а также в число компаний с наибольшими темпами роста убытков. И это несмотря на рыночный тариф для потребителей и миллионы гривен, которые ежегодно выделяют на поддержку КП из городского бюджета. В отопительный сезон работники теплосетей оставались без зарплаты, а жители целых кварталов – с холодными батареями. Сотрудники КП выходили на протесты, увольнялись, в некоторые дома горячая вода не поступала месяцами.
Минувший отопительный сезон запомнился харьковчанам частыми авариями и разрытиями по всему городу. Секретарь горсовета Игорь Терехов назвал предприятие “черной дырой”, добавив, что в 2020-м ХТС выделили беспрецедентные суммы – порядка 3 миллиардов гривен из городского бюджета и за счет денег от Мирового банка.
“Харьковские тепловые сети” являются многолетним должником НАК “Нафтогаз Украины”. В марте этого года суд обязал ХТС выплатить “Нафтогазу” 1,8 миллиарда гривен. Еще более миллиарда гривен у теплосетей через суд требует “Харьковводоканал” за свои услуги.
Новый глава ХТС задекларировал пять домов, 10 миллионов гривен и Porsche за $120 тысяч
Убыточность ХТС его руководство объясняет тем, что тарифы предприятия вводятся с большим опозданием по отношению к тарифам на электроэнергию и газ. Кроме того, в тарифах на тепло не учитываются потери в сетях, не предусмотрены финансовые траты для погашения процентов и тела международных кредитов.
В “Харьковском антикоррупционном центре” еще одной причиной плачевного состояния теплосетей называют коррупцию. Вместо того, чтобы выполнять ремонт силами собственных сотрудников и сэкономить средства, подряды на десятки миллионов гривен отдавали частным фирмам, где работали их же сотрудники, и заказывали ремонт по завышенным ценам. Правоохранительные органы открывали уголовные дела о растратах и хищении средств на ХТС, в том числе кредитных, но ни одного обвинительного приговора вынесено не было.
Директор КП “Харьковские тепловые сети” Василий Скопенко
17 лет ХТС управлял Сергей Андреев. В этом году прямо посреди отопительного сезона его уволили, а новым руководителем назначили Василия Скопенко, экс-директора “Харьковоблэнерго”. Он возглавил ХТС уже будучи миллионером. Городские чиновники возлагают большие надежды на управленца, считая его способным вывести предприятие из кризиса. В то же время в ХАЦ к назначению Скопенко относятся скептически и говорят: во время работы в облэнерго подряды предприятия получали фирмы, связанные с ним же.
Чем дороже проезд – тем больше убытки
Вместе со стоимостью проезда растут и убытки харьковского метрополитена. Стоимость проезда повышали в 2017, 2018 и 2019 годах, но убытки с того времени выросли в пять раз. В прошлом году метрополитену пришлось взять кредит на 50 миллионов гривен, чтобы покрыть долг по зарплате, который образовался во время карантина, а в этом году предприятие даже не сыскало средств на оплату услуг по уборке.
Харьковский метрополитен отдаст 72 миллиона “любимому” подрядчику
Антикоррупционеры называют четыре основные причины кризиса в подземке. Первая – закупка товаров, услуг и работ по значительно завышенным ценам по сравнению с аналогичными покупками, которые делают в Днепровском и Киевском метро. Ежегодно рельсы, дверные навесы обходятся харьковской подземке на 50-70% дороже, чем для метрополитенов других украинских городов.
Вторая причина – то, что услуги по уборке, ремонту подвижного состава и эскалаторов отдали на “аутсорсинг” частным компаниям, хотя до 2009 года выполняли своими силами. По данным расследователей, фирмы зарабатывающие на уборке, создавались окружением тогдашнего гендиректора метрополитена Сергея Мусеева, а затем их бенефициаром, стал его сын, экс-депутат горсовета Максим Мусеев. Ежегодно на счета этих фирм харьковский метрополитен выделяет сотни миллионов гривен, но, по данным расследователей, большая часть средств утекает в неизвестном направлении, а услуги – не выполняются, или выполняются некачественно.
Третья причина – метрополитен в четыре раза занижает доходы от рекламы. Как пояснил Евгений Лисичкин, свои рекламные площади КП по заниженным ценам сдает определенным рекламным агентствам, а те продают их рекламодателям уже в несколько раз дороже, при этом разница в метрополитен не попадает.
И четвертая причина, по данным ХАЦ, – часть дохода от действия единого электронного билета (E-ticket) получает фирма, связанная с нынешним секретарем горсовета Игорем Тереховым.
В Харькове вандалы разгромили несколько терминалов E-ticket
В наземном электротранспорте ситуация тоже плачевная. Десять лет назад в Харькове реформировали предприятие “Горэлектротранс”, создав на его базе четыре новых КП: “Октябрьское трамвайное депо”, “Салтовское трамвайное депо”, “Троллейбусное депо №2” и “Троллейбусное депо №3”. Параллельно было создано еще одно КП “Горэлектротрансервис”, ответственное за ремонты транспортных путей и контактной сети. Проводя реструктуризацию, чиновники горсовета заявляли, что она позволит оптимизировать расходы транспортников и вывести их из кризиса. Новые КП должны были наладить эффективный менеджмент, ужесточить контроль за сбором выручки и увеличить доходную часть. Однако за прошлый год небольшую прибыль показало лишь одно предприятие, “Салтовское трамвайное депо”, все остальные КП – убыточны, и “Горэлектротрансервис” среди них – печальный рекордсмен.
Директор этого КП Владислав Васенко считает, что предприятие не может быть прибыльным по определению.
“У нас нет доходной части как таковой. У нас только расходы. Мы удерживаем трамвайные пути, поэтому если у меня появится прибыль, значит, у меня ошибся главный бухгалтер”, – сказал он в комментарии журналистам.
Впрочем, убыточность “Горэлектротрансервиса” не мешает ему совершать дорогостоящие покупки: в прошлом году для бухгалтера КП приобрели iPhone за 25,8 тысяч гривен. Недавно Васенко вручили подозрение в злоупотреблении служебным положением, что привело к растрате 16 миллиона гривен. В 2012-м его уже судили за служебную халатность, однако наказания удалось избежать по истечению срока давности дела.
Жены зарабатывают, жены хранят деньги
Многомиллионные убытки коммунальных предприятий не помешали их директорам собрать приличные состояния, которые они делят со своими женами. Так, Вячеслав Стаматин, который руководит подземкой больше пяти лет, а до этого занимал должность заместителя гендиректора, хранит наличными 86 тысяч долларов, 37,5 тысяч евро и 13,5 британских фунтов – в общей сумме около 4 миллионов гривен. Согласно декларации, его месячная зарплата в прошлом году составляла 69 тысяч гривен. На банковских счетах у руководителя подземки лежит 134 тысяч гривен, еще 850 тысяч гривен Стаматин дал взаймы.
Директор КП “Харьковский метрополитен” Вячеслав Стаматин. Фото: МедиаПорт
Из недвижимости у него есть только место для парковки. Квартирой, земельным участком в Липцах и частью нежилых помещений владеет жена Марина Стаматина – заместитель городского головы по вопросам правового обеспечения. Гендиректор метрополитена ездит на Toyota Land Cruiser 2010 года выпуска, еще у него есть “Запорожец” 1965 года выпуска. Также у Стаматина есть корпоративные права в гаражно-строительном кооперативе.
1488 долларов и 666 гривен: экс-глава РГА подал декларацию после увольнения
Еще один обладатель миллионного состояния – гендиректор “Харьковводоканала” Виталий Панов. Согласно декларации, общие сбережения его семьи (наличные и банковские счета) составляют порядка 11 миллионов гривен. При этом в месяц Панов зарабатывал 35 тысяч гривен. Основным добытчиком в семье является жена-предпринимательница, которая за прошлый год заработала почти 5 миллионов гривен.
Директор КП “Харьковводоканал” Виталий Панов. Фото: Городской Дозор
Интересно, что вся карьера Панова посвящена госслужбе: он работал в Волчанской райгоадминистрации и райсовете, затем в ХОГА и Инспекции сельского хозяйства, а жена до 2017 года трудилась в одном из управлений облсовета. В декларации Панов также указал несколько дорогостоящих наручных часов. Автомобилем Audi Q8 в семье владеет супруга.
Депутат Харьковского облсовета не внес в декларацию жену Аллу Добкину
Директор “Горэлектротрансервиса” Владислав Васенко в прошлом году зарабатывал 49,5 гривен в месяц. У него есть квартира за 100 тысяч гривен. Жена также работает в “Горэлектротрансервисе”, но основной доход приносит предпринимательство. Согласно декларации, деньгодержателем в семье Васенко также является супруга: на банковских счетах она хранит более 1 миллиона гривен, а наличными – 100 тысяч долларов. У самого Васенко наличности нет, а на счетах – 4000 гривен. В гараже семьи есть автомобиль Toyota Sequoia, мотоциклы BMW и Yamaha. Директор транспортного предприятия является владельцем двух компаний и совладельцем еще одной фирмы.
Директор КП “Горэлектротрансервис” Владислав Васенко. Фото: Харьковские извстия
Секретарь горсовета в Харькове ежемесячно получал по 11 средних зарплат по региону
Самая высокая зарплата – у директора “Городского информационного центра” Дмитрия Кутоманова. Это предприятие разрабатывает программное обеспечение, предоставляет коммунальным и административным учреждениям города услуги цифровой телефонной связи и доступа к интернету, ответственно за установку и демонтаж новогодней елки и световых декораций. Еще на балансе городского информцентра есть конструкции для размещения наружной рекламы.
Согласно декларации, Кутоманов получал в КП 110 тысяч в месяц, и смог за год заработать больше миллиона. Еще полмиллиона ему принесла предпринимательская деятельность. Его супруга, которая работает в юракадемии и занимается предпринимательством, за год тоже заработала больше миллиона.
Директор КП “Харьковский городской информационный центр” Дмитрий Кутоманов
У семьи есть дом, девять земельных участков в Харькове и Черкасской Лозовой, нежилые помещения цокольного и первого этажей, офис, квартира в Харькове. В прошлом году жена приобрела за 2 миллиона гривен квартиру в Киеве.
Кутоманов хранит наличными 45 тысяч долларов, 23 тысяч евро и 810 тысяч гривен, а в банках держит 57 тысяч гривен. Супруга хранит наличными в общей сумме больше 3 миллионов гривен, а на счетах еще 2 миллиона гривен. Жена ездит на автомобиле Toyota Rav4.
Вице-мэр Харькова накопил 10 миллионов гривен
Не бедным человеком ушел на покой экс-директор ХТС Сергей Андреев. Согласно электронной декларации, вместе с супругой, которая также работала в ХТС, они накопили 111 тысяч долларов, 485 тысяч гривен и 19,3 тысяч евро – в общей сложности это около 4 миллионов гривен. Бывший директор указал, что получает 12,6 тысяч гривен пенсии и проценты от банковских вкладов, а зарабатывал в ХТС 32 тысячи гривен в месяц. Вся недвижимость – две квартиры, дом, гараж и земельный участок – принадлежат жене. В собственности Андреева – лишь автомобиль Lexus 2007 года выпуска.
Комментарии