В десятке лучших: две харьковские учительницы претендуют на национальную премию

Харьковчанки сражаются за звание лучшего педагога Украины и поездку в Лондон. Newsroom выяснил, какие подходы они используют в обучении школьников, и на что хотят потратить призовые 250 тысяч гривен.

Вместо скучных упражнений из учебников – онлайн-игры и съемки видеороликов, квесты и комиксы, а использование гаджетов не запрещено, а даже поощряется. Так проходят уроки у харьковских учительниц Юлии Должанской и Лидии Насоновой – двух финалисток национальной премии Global Teacher Prize Ukraine. В 2020-м харьковчанки вошли в ТОП-50 лучших педагогов страны, в этом году – в десятку.

Учитель-Герой Украины из Харькова: дети теряют мотивацию к образованию

Премия призвана отметить креативных учителей, применяющих инновации и движущих образовательные изменения. Лучший учитель Украины, которого объявят 2 октября, получит вознаграждение в 250 тысяч гривен, поездку на международный образовательный форум в Лондон и поддержку для собственных проектов.

Проводит квесты с QR-кодами и создает контент для приложений на смартфоны

Учительница украинского языка и литературы из частного лицея-школы “Ранок” Юлия Должанская выросла в семье педагогов: ее прабабушка, дедушка и дядя были учителями. Проходя практику в детском лагере, тогда еще студентка педуниверситета, убедилась в том, что выбрала для себя правильный путь.

Первым местом работы была государственная школа, где Юлия спустя время стала завучем. В этой должности у нее было мало уроков, но очень много бумажной работы, которая не позволяла проявить потенциал, и педагог устроилась в частную школу.

photo5377484077944386485.jpg

Здесь, говорит Юлия, она чувствует себя достаточно свободной в выборе разнообразных средств и методов обучения, а современные технологии дают пространство для фантазии.

“Заинтересовывать детей можно, прежде всего, тем, что актуально и близко для них, – например, применением гаджетов, разнообразных компьютерных технологий. Когда я пришла в частную школу, то открыла для себя много интернет-ресурсов, которые использую в работе. В государственной школе не было такой возможности, чтобы был доступ к интернету с разных устройств, только с телефона. Работая в частной школе, могу сказать, что это огромный плюс, когда в классе есть интернет, и я могу использовать все эти ресурсы в онлайн-режиме”, – рассказывает Newsroom Юлия Должанская.

Харьковчанка построила успешный бизнес, открыв частную школу

Ее уроки языка и литературы – это интересные задания на мультимедийной доске, проектная работа учеников в небольших группах, интерактивные игры и видеоролики. Со старшеклассниками Юлия празднует именины выдающихся украинских писателей прошлого. Для таких дней рождения ученики делают приглашения, составляют список гостей из знаковых современников и обсуждают, что они могли подарить.

“Ученики понимают, что, например, к Тарасу Шевченко Иван Франко никак не мог прийти на день рождения, потому что они жили в разные периоды”, – добавляет Должанская.

Даже традиционные задания на уроках языка Юлия старается разнообразить: например, ученики пишут радиодиктанты от разных дикторов.

“Ученицы моего класса создали литературный кружок, сами пробовали писать стихи и вели трансляции в Instagram, чтобы популяризировать свою поэзию”, – рассказывает финалистка.

photo5377484077944386479.jpg

А еще ее уроки проходят в виде квестов, когда команды детей бегают по территории школы или парка Горького в поисках QR-кодов. Ученики сканируют их, получают доступ к заданиям, разгадывают ребусы и кроссворды, а ответы вписывают в маршрутный лист. После прохождения всех локаций школьники возвращаются к учителю и сверяют ответы. Такие уроки Юлия проводит совместно с учителями истории, географии, а задания помогают закрепить изучаемый материал. Уроки, проведенные в паре с другими педагогами, для нее не редкость – такие занятия позволяют подать понятия о каких-то явлениях комплексно.

Первая работа в IT: компании Харькова, куда могут устроиться студенты

“Для меня важно, чтобы ученики приходили на уроки с радостью, не боялись ошибаться и высказывать свои мысли и выходили после урока в позитивном настроении, улыбались”, –  добавляет педагог.

Во время дистанционного обучения в прошлом году харьковчанка начала снимать короткие ролики о правилах украинского языка. Их она использует не только на своих уроках, но и выкладывает в соцсетях с хештегом #зноза30секунд для учеников из других школ.

 

Также Должанская написала контент по украинскому языку для учебного приложения на смартфон Erudito, включающего интерактивные игры, комиксы и анимации.
За плечами финалистки – кандидатская диссертация по филологическим наукам. Этот опыт помогает ей лучше готовить школьников к МАН и олимпиадам.

В 2020-м Юлия Должанская вошла в ТОП-50 лучших учителей страны, в этом году ученики и коллеги вдохновили ее попробовать еще раз побороться за главную награду премии.

photo5377484077944386475.jpg

“Для меня участие в Global Teacher Prize Ukraine – это и своеобразный итог моей деятельности, и способ увидеть вектор для дальнейшего развития. А также это возможность попасть в среду единомышленников. Я познакомилась с очень классными педагогами, с которыми можно создавать различные проекты, с теми, кто не останавливается на достигнутом, двигает и будет двигать образование в Украине”, – поделилась 32-летняя педагог.

В случае победы премию пани Юлия, как ее называют ученики, планирует потратить на создание обучающего приложения для старшеклассников.

Пришла в школу из бизнеса и учит использовать речь для достижения целей

29-летняя Лидия Насонова преподает украинский язык и литературу,  зарубежную литературу в частной школе ThinkGlobal. В учительство выпускница Харьковского национального университета им. Каразина пришла не сразу: работала журналисткой и несколько лет – в маркетинге. Впрочем, однажды поняла, что в офисе не может полностью реализоваться и больше возможностей для себя увидела именно в обучении детей. Лидия сразу же прошла собеседование в одну из частных школ. После первого урока девятиклассники делали ставки, как долго продержится их новая учительница, ведь она была достаточно молодой. В результате Лидия учит детей на протяжении пяти лет.

photo5377484077944386500.jpg

На ее уроках ученики не разбирают фонетику по учебнику, а занимаются видеоблогингом, создают медиапродукты, рисуют комиксы и готовят выступления, вдохновляясь примером Стива Джобса.

“Мы обговариваем структуру речи, каким способом тот или иной известный человек достигает такого эффекта, как заинтересовывает аудиторию. Проанализировав эти моменты, ученики пробуют воссоздавать это в классе, презентуя уже существующие предметы или собственные изобретения  – от карандаша до машины времени. Таким способом они привыкают к выступлениям и коммуникации с аудиторией, а это те навыки, которые могут быть им полезны в разных сферах”, – рассказывает Лидия Насонова.

Как начать бизнес в сфере образования: пошаговая инструкция

Также на ее уроках дети играют, воссоздают исторические события, например, представляют себя в роли запорожцев, которые пишут письмо турецкому султану.

“Для языка важна практика. Нет никакого смысла в выученных правилах, если их нигде не применять. А применять их можно на интересных для учеников материалах”, – делится Лидия.

Так, по мотивам популярной компьютерной игры Among Us школьники изучали местоимения, а словосочетания искали в тексте об онлайн-фестивале в Minecraft.
Поскольку большинство учеников Насоновой из русскоговорящих семей, ей приходится искать дополнительные способы мотивировать детей изучать украинский. Для этого учительница старается находить какую-то эксклюзивную информацию, которую школьники могут получить только на ее уроках.

photo5377484077944386503.jpg

Домашние задания тоже нестандартные. Например, изучая тему прямой речи, дети брали интервью у родителей об успехе и его достижении и записывали их советы на украинском языке.

Бум IT-бизнеса: сколько зарабатывают айтишники в Харькове

По словам финалистки, в отличие от маркетинга в образовании не хватает конкурсов и событий.

“Для меня Global Teacher Prize Ukraine – это о сообществе, о том, что я нашла крутых учителей, с которыми можно обсуждать сложные профессиональные случаи, узнавать много полезного. Благодаря таким премиям можно знакомиться не только с коллегами из разных уголков Украины, а даже других стран. В этом году в жюри входил учитель из Италии и, пообщавшись с ним, я поняла, что дети в Италии и в Украине очень похожи”, – поделилась участница ТОП-10.

Помимо школы Лидия Насонова онлайн обучает детей, которые находятся на лечении в киевской клинике “Охматдит”. Денежную премию харьковчанка хотела бы потратить на создание образовательного проекта для таких детей.

Закінчила Харківський національний університет імені Каразіна. У журналістиці працює із 2008 року.
Показать все посты

Комментарии