Учитель-Герой Украины из Харькова: дети теряют мотивацию к образованию

Илья Гельфгат преподает физику 46 лет. Из них 33 — в Харьковском физико-математическом лицее №27. 24 августа этого года Владимир Зеленский присвоил ему звание Героя Украины. Newsroom пообщался с выдающимся учителем и разузнал, с какими проблемами сталкивается школа, что не так с образовательными реформами и как последствия пандемии отразятся на развитии подрастающего поколения.

Почему вы решили стать учителем? 

Так получилось. Когда я закончил университет, хотел заниматься наукой, кое-какие основания для этого были. Но после университета нас практически всех призвали в армию. Несмотря на то, что у меня было свободное трудоустройство, по ряду обстоятельств я мог работать только в школе. Сначала я это рассматривал как временную занятость. Планировал защититься, а потом подумать о своем будущем. Но постепенно стало проясняться, что мне не хочется уходить из школьного образования. В то время я был абсолютно не подготовлен как учитель, но я не думаю, что это моя вина. Как в одной пьесе говорится, “нас так учили”. Нас тогда демотивировали, преподавая схоластику-педагогику. Я до сих пор помню о Яне Амосе Коменском, но что делать, входя в класс, я не имел ни малейшего представления. С тех пор очень не люблю педагогику.

facebook.comphystechschoolru.jpg

На ваш взгляд, как отразится на развитии детей период “удаленки” во время пандемии? Школа справилась или проиграла? 

Сложный вопрос, на него невозможно ответить однозначно. Безусловно, определенная расслабленность среди учеников из-за “удаленки” есть. Но не нужно забывать, что в сельских школах очень большие проблемы с техническим обеспечением. Вот по ним пришелся сильный удар, безусловно. Во многих населенных пунктах вне Харькова формально есть интернет, а фактически — его или нет, или скорость такая, что работать за компьютером невозможно. Там сложилась катастрофическая ситуация. В Харькове со связью все хорошо и те, кто хотел, учились. Наш лицей справился с “удаленкой” довольно безболезненно. После первого периода дистанционного обучения, осенью 2020 года, я провел среди своих 10-классников анкетирование на тему, как они оценивают уроки физики онлайн по сравнению с обычными. В результате я увидел оценки от 20 до 100%. Всем этим оценкам я доверяю, 20% — самокритичная оценка тех, кого нужно постоянно мотивировать, то есть пинать. Они не глупые, но работать над материалом будут только если над душой стоит учитель. А дома на диване — сами понимаете. Средний показатель анкетирования показал 65% удовлетворенности дистанционными занятиями. Стоит сказать, что в этом году были попытки оправдать провальные результаты ВНО по математике, ссылаясь на “дистанционку”. Но мало-мальски грамотные люди, посмотрев на задания ВНО, схватились за голову и сказали: “Ребята, там, где вы не прошли минимальный порог, вы не справились с заданиями 5-6-7 класса, о каких проблемах с “удаленкой” вы говорите? Это невыученный материал прошлых лет”.

240876035_1026272281494405_3568478171250837555_n.jpg

Что можете сказать о современной украинской школе? 

Мне известно, что система “Новая украинская школа” внедрена в первых трех классах, но я у них не преподаю и судить предметно об этой системе не могу. Я еще не работал с детьми, которые прошли через НУШ. У меня есть свое личное мнение по этому поводу, но я его не буду озвучивать, оно очень сложное. Система НУШ сегодня претерпевает изменения. Те лозунги, под которыми она вводилась, мне не нравились. В них шла речь об упрощении образовательного процесса. Но ведь у каждого ребенка жизнь будет разной. Один станет сельхозработником, другой — ученым, третий — айтишником или инженером. Еще был один лозунг, суть которого сводилась к смыслу: “нам не нужны дети нафаршированные знаниями”. Но не знаю… Я не встречал таких детей. Вот пустых детей мне приходилось повидать, но “нафаршированных знаниями” — нет. Сейчас система НУШ и ее тезисы меняются. На моем веку это очередная реформа. Как-то я пытался сосчитать, сколько их было — я не смог. Когда я пришел в школу после армии, то сразу услышал слово “реформа”. С тех пор оно постоянно регулярно звучит в учительской среде. В связи с этим вспоминается китайское проклятие “Чтобы ты жил в годы перемен”. Знаете как определяется успех хирургической операции? Выхаживанием. Говоря о системе образования, у нас не успевают нитки обрезать после одной операции, как  тут же начинают следующую. Безусловно, системе нужны перемены, но после каждой — системе нужно дать отдышаться.

241005022_143803564592125_7371241721462385637_n.jpg

Стали ли дети учиться лучше или хуже тех, с которыми вы работали 20 лет назад? 

Нет, дети такие же. Жизнь меняется, меняется менталитет родителей. Не могу сказать, что школьники стали лучше или хуже. Любой биологический вид, если бы не обладал устойчивостью, не выжил бы. Это нормальное явление. У нас хорошие дети, все они разные. При этом я наблюдаю тенденцию к исчезновению мотивации учиться. Я помню то время, когда учителя и родители говорили: “Учись, человеком станешь!”. Ну где вы сейчас такое слышите? Для того, чтобы добиться материального успеха в жизни, образование может быть иногда помехой (Смеется — авт.). Это путь к деградации, объяснение тому — кризисные периоды в обществе.

Хватает ли вам денег на жизнь, которые вы зарабатываете педагогическим трудом? 

Сейчас да. У меня есть различные доплаты, и я получаю приличную пенсию. Какие-то деньги я получаю за методические пособия и учебники. С точки зрения учителя этого вполне достаточно. 

На ваш взгляд, справедлива ли оплата работы учителя в Украине сегодня? 

Я не специалист в области финансов, но могу сказать, что она, конечно же, недостаточна. Но скажите, кто в нашей стране из наемных работников зарабатывает очень много? Учитель должен стабильно зарабатывать выше среднего на 40%-50%. И тогда это будет нормальный стимул для молодежи идти работать в школу. Это, конечно, не единственное необходимое условие. Помимо этого должны быть академическая свобода, уважение общества, о чем сегодня, к сожалению, говорить не приходится. Например, наше учебное заведение является коммунальным учреждением. Согласно официальной терминологии мы предоставляем образовательные услуги. Так точно, как предоставляются коммунальные услуги. Звучит не очень, не находите? Я не жалуюсь. Но когда молодой учитель приходит работать в школу, он на себе прочувствует все эти формулировки сполна. Готов ли он к этому? 

Начинающий учитель без опыта работы получает около 4,8 тысячи гривен. У педагогов высшей категории зарплата чуть выше — 6 или 6,5 тысячи. С декабря 2021 года размер заработной платы учителям планируют поднять на 8,4%.

Какой процент молодых специалистов в вашем лицее работает сегодня? 

Они есть, но их мало. Если говорить о предмете, который преподаю я, то отмечу, что нам очень нужно пополнение молодых учителей. Мы готовы поступиться и нагрузкой, и всем. Мы готовы взять любого разумного молодого человека с профильным образованием, поможем, научим и подскажем. Конфликтов поколений точно не будет. К нам приходили молодые учителя и все они уходили. У них появлялись семьи… Дальше можно не рассказывать. Все объясняется зарплатой. К тому же, в школе не очень щадящий режим работы, все это видят и многих современных молодых людей это отталкивает.

image24kanal.jpg

Как вы относитесь к финансовому участию родителей в жизни школы? Сдают ли в Харьковском физико-математическом лицее “на шторы”?  

Какие-то деньги родители сдают. Но у нас есть то, что называется “дополнительные образовательные услуги”. Их оплачивают родители. Это официальная практика и там совсем не заоблачные суммы. Если говорить о хозяйственно-бытовых нуждах, то могу сказать, что когда-то это было. Сейчас нам помогает город и с этим стало проще. Сейчас лицей выглядит значительно лучше, чем, скажем, 15 лет назад. Но я припоминаю времена, когда у нас не было способа отремонтировать кабинет или туалеты без помощи родителей. Понятно, что все люди разные, но в основном к просьбам учителей родители относились с пониманием. Они в любой момент могли увидеть, что их деньги не воруют. К примеру, родители пятиклассников сбросились и отремонтировали кабинет. После этого их дети учились в нем до самого выпускного и ни у кого никаких претензий не было.

Занимаетесь ли вы репетиторством? 

За все время я занимался индивидуально с детьми пять или шесть раз. Это происходило по просьбе близких друзей и родственников. Была пара случаев, когда поступали предложения, от которых я не мог отказаться (Смеется. — авт.). 

Вы имеете в виду кого-то из чиновников? 

Нет-нет, я не хочу и не буду об этом говорить.

Почему учителя по большей части молчат о своих проблемах? Часто педагоги отказываются общаться с прессой и просят сперва связаться с городским департаментом образования. 

Я знаю о таком. Если речь идет о присутствии представителей СМИ на территории школы, то это действительно должно быть согласовано с руководством. А вот мы с вами сейчас общаемся вне учебного заведения, поэтому я вправе говорить то, что считаю нужным. Я не носитель государственных секретов и не обязан ни с кем согласовывать свои высказывания. Да никто этого и не требует от меня. 

Изменились ли отношения с коллегами после присвоения вам звания Героя Украины? 

Я надеюсь, что нет. Ведь это не первая награда, пусть и не такая высокая, которую я получаю. 

gelfgat3.jpg

А изменилось ли у вас отношение к себе? 

То есть, остался ли я адекватным? (Смеется. — авт.). Все эти награды очень субъективны. Это что же, с 24 августа я должен считать себя героем? Не могу я так считать, не вижу в себе ничего такого. Я просто занимаюсь делом, которое люблю. Передо мной получали награды военные. И что, я должен на их фоне себя героем чувствовать? Ну это нужно быть полностью неадекватным человеком. Я надеюсь, что пройдет еще два-три дня и о моем награждении все забудут. Знаете, есть дети, которые тоже получают разные награды, дипломы и медали. С ними можно поступить по разному: повесить в кабинете или в коридоре на страх соседям. А можно тихо порадоваться, положить на полочку и жить дальше, как ни в чем ни бывало. Мне было очень приятно получить десятки поздравлений в мессенджере. В основном это были мои выпускники. Нынешние ученики поздравляли меньше, но это не беда, мы с ними на днях увидимся.

Працював кореспондентом та керував прес-центром у всеукраїнському виданні "КП в Україні"; був редактором регіонального сайту "Слобідський край"; редактором сайту KHARKIV Today; комунікаційним менеджером та журналістом у проектах USAID і Pact. Зараз — кореспондент та автор статей у Newsroom.
Показать все посты

Комментарии