Сейчас харьковский рынок “Барабашово” занимает площадь более 75 гектаров и считается самым крупным в Восточной Европе. Однако так было не всегда. О том, как рынок развивался в бурные 90-е и кого боялись первые предприниматели, Newsroom поговорил с харьковчанином Дмитрием, который занимается бизнесом в строительной сфере.
“Барабашово” начал работать в середине 90-х. Давайте вернемся в прошлое и вспомним, как это было?
Давным-давно это было (смеется)…Расцвет рынка начался с того, что сюда начали завозить товар оптовики. Тогда же сюда хлынули азиаты — корейцы, китайцы, вьетнамцы. Они открыли для себя рынок Украины.
Это примерно 1998-2000 годы. С этого времени начинается развитие рынка “Барабашово” в том объеме, который мы знали до недавних пор. Когда здесь сотни автомобилей, когда миллион людей приезжали.
Я могу рассказать о том, как тогда работали оптовики, розницей мы тогда не занимались. Понедельник был оптовым днем. Точнее, ночью. Днем был выходной, а жизнь начинала здесь кипеть с 19:00.
Это так называемый “ночной рынок”? Расскажите о нем подробнее.
В понедельник днем сюда съезжались оптовики. Ведь раньше как было? Гора шла к Магомету (смеется). Не было доставки, развозки товара. Люди приезжали на своем транспорте или нанимали машину в складчину с другими предпринимателями. Позднее появились частные перевозчики специально для работы с “Барабашово”.
Официально “ночной рынок” работал с 19:00 понедельника и до утра. Фактически — все приезжали раньше и “забивали” места. Но контейнеры раньше 19:00 открыть не могли, был запрет администрации рынка. А потом начинала кипеть жизнь и торговля шла до упора. Люди даже ночевали здесь.
Тогда парковка “Щебенка”, мимо которой вы шли, была забита российскими машинами. Не знаю, как это решалось с таможней. Думаю, и официально и не официально.
Парковка “Щебенка” и “ежи”, установленные во время конфликта вокруг дороги. Фото: Newsroom
Основной акцент был на торговле с Россией?
Тогда, задолго до войны, на украинских клиентов не так обращали внимание, как на клиентов из РФ. Потому что когда свои приезжали, все друг друга знают.
Ведь тогда “первые руки” (непосредственные поставщики. — Ред.) можно было по пальцам пересчитать. Это сейчас можно поехать в Китай, привезти контейнер товара и здесь его продавать. А тогда их были единицы в любой сфере — одежда, ткани, фурнитура, строительство. Большинству было страшно поехать в Китай без знаний и знакомств.
Но нельзя сказать, что торговали только с россиянами. Конечно, очень много приезжало украинцев со всех концов страны. Хотя бы потому что логистика проще. А на россиянах наши могли заработать. Для них делали выше цены, ментальность наша срабатывала…
Они уже приехали, все равно купят?
Совершенно верно. Слышали их говор и сразу — “подходи, все тебе сделаем в лучшем виде”. Человек покупал и уезжал, так и не узнав, что можно было приобрести дешевле. Ну так на них зарабатывали.
Очередь из фур на украинско-российской границе, 2020 год. Фото: www.objectiv.tv
И много тогда зарабатывали?
Миллион долларов за год. В 90-е грамотный человек легко мог заработать. Ну как легко…это я условно говорю. Нужно было работать сутками. Во время оптовых дней люди, которые работали на рынке, бывало, и под лотками спали. Потому что так работа заставляла.
Чтоб вы понимали — в те времена после ночного рынка у предпринимателя могло быть несколько мешков денег. Живых денег. Во время торговли людям просто некогда было их фасовать. Складывали в мешки, в ящики из-под товара. Можете представить себе объемы торговли.
Неужели все было так хорошо?
Нет, конечно, были и проблемы. Никто никому не доверял. Здесь колоссально процветало воровство. Все шифровались. Деньги передавали не на виду, а в машине или в “будке” (киоске. — Ред.).
Это из-за налоговой? Или могли обокрасть, пока ты продаешь?
Стоят грузовые фуры на 10-20 тонн. В них будет товар. У водителя пачки денег — его наняли у себя городе несколько предпринимателей, чтобы он купил и все привез. Звонит, предположим, бизнесмен Петя и говорит “тебе привезут 200 единиц товара, возьми из моей пачки и рассчитайся”.
Фото: Википедия
Воришки “трутся” возле этих машин и дожидаются, когда водитель устанет. Могли залезть в сумку с деньгами. Могли воспользоваться моментом, когда водитель в кабине, и забрать товар. А ведь рынок — это муравейник. Возле твоей машины всегда много людей и ты за каждым не уследишь.
Плюс очень много ромов. Процветало воровство, фишки вроде “давай, я погадаю тебе”. А потом люди возвращались домой без нескольких тысяч долларов. Их тогда “гоняли”, но не слишком сильно.
Кроме того, “Беркут” тут любил по стоянкам подходить. Увидели, что ты привез товар, и стоят, наблюдают. Они не могли просто подойти к водителю и сказать, мол, мы твою машину обыщем. Дожидались, пока придет продавец, и в момент передачи денег: “Добрый день! Это у вас доллары? Незаконные валютные операции, будьте любезны пройти в отделение”.
Есть много легенд о криминале на “Барабашово”. Чего стоят только знаменитые “бегунки”. Насколько это было распространено?
Они процветали. В администрации рынка даже создали специальные службы, которые гоняли “бегунков”. Потому что были массовые жалобы. Тогда ситуация была иная. В 2008 году моя знакомая начала встречаться с парнем, который оказался “бегунком”. Я у него спрашивал:
“За счет чего вы зарабатываете? Я понимаю, что языком. Но грамотный, адекватный человек со свежим умом не купит у тебя товар”.
Он тогда ответил, что для него потеря одного клиента не критична.
“Я привожу людей на точку столько, что продавцу невыгодно меня послать. Если даже один от меня ушел, то я пойду за ним по киоскам и ему не продадут. Я буду каждому реализатору говорить: “Не продавай”. И они не продадут, потому что я привожу десятки людей”.
“
“Бегунки”нередко встречали “клиентов” прямо у выхода из метро. Фото: Outdoor Online
И он не врал. Потому что это сейчас одежду можно купить везде — хоть на рынке, хоть за его пределами. А тогда была определенная зона, где торговали вещами, и все на ней “бегунка” знали, предпринимателям было выгодно с ним работать.
В разговор вмешивается еще один сотрудник компании Дмитрия.
“Бегунки” настолько хорошо зарабатывали, что отработав со среды по пятницу, могли позволить позволить себе поездку на море. Поехал, отдохнул и с понедельника снова “бегает”.
Для справки:“Бегунки” — люди, которые предлагают неопытным покупателям “помощь” в покупке. Благодаря навязчивости и хорошему знанию психологии они провожали покупателя к “правильному” предпринимателю, где продавали некачественный товар или с существенной наценкой.
Фото: Максим Анфилов
Чуть возвращаясь назад — когда закончились “ночные рынки”? Я понимаю, что это не случилось в один момент, но ведь есть некая примерная точка?
Они закончились с началом войны. Где-то конец 2013-го, начало 2014-го.
Мне казалось, они должны были прекратиться в эпоху интернета…
Они начинали отмирать где-то примерно с 2010 года. Тогда администрация рынка “Барабашово” заметила падение продаж. Очень много хороших предпринимателей стали уходить, открывать свои торговые точки в спальных районах. Появилось много свободных площадей.
Тогда ввели два оптовых дня: к понедельнику добавили четверг. Хотя это было больше для тех, кто тканями торгует, одеждой. И это уже был не совсем полноценный ночной рынок, они закрывались до 22:00.
Карта рынка. Фото: Барабашово онлайн
Что еще изменилось в цифровую эпоху?
Раньше как было — клиенты просили отправлять накладную вместе с товаром. Не было возможности ее сфотографировать и отправить в Viber, как сейчас. Если я ее не положил в товар, возникала целая проблема. Почта идет пару недель, а человеку уже надо торговать. Ты извиняешься и начинаешь по телефону диктовать. А ведь есть накладные по 300 номенклатурных позиций. Это очень много времени занимало, сейчас такого нет.
И все равно нужна автоматизация. Клиент хочет максимально быстро получит товар. Пока ты будешь какие-то данные вносить руками, человек от тебя уйдет к тому, у кого процесс автоматизирован.
К тому же стало легче работать тем, кто хочет развиваться. Многие выходцы из рынка 90-х еще недавно считали, что нет нужды убеждать клиента. Был такой подход: “Не нравится? Пошел вон. Я ничего тебе доказывать не буду, сейчас вместо тебя еще пятеро придут”. Зато сейчас я прихожу на “Новую почту” и приятно наблюдать — человек, который год назад стоял у себя на контейнере и всех посылал, теперь в вежливой форме что-то рассказывает клиенту по телефону. Но есть и много тех, кто не хочет меняться.
“Новая почта” на “Барабашово”. Фото: Google Maps
Еще мне кажется, теперь не очень актуально “сарафанное радио”, благодаря которому раньше находили продавцов на “Барабашово”?
Оно сменилось на отзывы в сети. Пока в нашей стране формат отзывов не очень развит, но это дело времени. И те, кто вовремя понял тенденцию, они делают интернет-магазины и дорожат там каждым отзывом.
Есть, конечно, исключения. Я думаю, вы видели магазины, где десятки негативных отзывов. Но клиенты все равно туда обращаются. Дешевизна. Вот буквально только что к моему менеджеру обратился человек и говорит: “дай мне самое дешевое, не важно качество”. Мы не привезем ширпотреб, а у кого-то нет таких ограничений.
А как ситуация с подделками? С фирменными вещами от известных брендов ситуация понятна, а в строительной сфере?
Сейчас люди стали делать хитрее, чем раньше. Они на китайских товарах пишут Польша, Италия, Германия. Хотя в самом Китае сейчас с этим стало намного строже. Я не знаю, какие деньги надо предложить, чтобы на их товаре написать “Made in Italy”.
Страной производства указана Германия, но есть пометка Made in PRC — “Сделано в Китайской народной республике”.
Раньше они постоянно так делали. Но на сегодняшний день у них ввели жесткую ответственность, вплоть до казни, насколько я знаю. Сейчас они пишут “Made for Europe”, “Made for Germany” — так не запрещено.
Или просто рисуют полоски, напоминающие флаг нужной страны (показывает коробку с имитацией немецкого флага). Просто передают цветовую схему и все. И на китайском товаре напишут, что “контроль качества осуществляется специалистами из Германии”.
Как на вас повлиял коронавирус и связанные с ним локдауны?
Смотрите, я могу сейчас говорить только за оптовиков. Мы просели, так как в регионах розничные магазины не работали. Особенно это касается первого локдауна весной 2020 года. Но у нас выросли интернет-продажи. Они не нивелировали потери, но позволили никого не отправлять в отпуск или на выходные за свой счет.
Дезинфекция на “Барабашово”, 2020 год. Фото: пресс-служба горсовета
Последний локдаун не нанес такого удара. В регионах оптовики работали меньше, но все же покупали. Где-то товары продавали, не знаю, из-под полы. По сравнению с прошлым годом, было не так страшно. Опять-таки, если говорить об оптовиках, то у нас есть определенный “жирок”.
Ну и напоследок не могу не задать болезненный вопрос. Очень разные мнения звучат. Дорога через “Барабашово”: за или против?
Лично для меня, как для жителя Салтовка, она в плюс. Это просто катастрофа, когда утром нужно выехать в центр. Мне до рынка “Барабашово” ехать примерно три троллейбусных остановки. 40 минут я еду четыре километра. Ты не можешь объехать эти пробки — в них собирается вся Салтовка.
В центр можно доехать или по улице Якира (сейчас — Тюринская), или по улице Академика Павлова. А на Павлова — все. Ты можешь между перекрестками стоять 20 минут. Поэтому дорога нужна тем, кто живет на Салтовке.
Фото: Newsroom
Комментарии