Олег Ширяев: Чем в Харькове занимаются элитные охранные агентства и как их создать

Охранных агентств Украине становится больше. Этот вид бизнеса востребован как в больших, так и маленьких городах. Под охрану ставят не только магазины, дома или учреждения. Элитные охранные агентства занимаются сопровождением частных лиц или ценных грузов.

Как и кто открывает охранный бизнес

Запуск охранного агентства — многоэтапный и непростой процесс. Согласно украинскому законодательству: оказывать такого рода услуги могут как физические (частные предприниматели), так и юридические лица (к примеру, Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Но открыть компанию, которая будет заниматься охраной имущества и/или граждан — это лишь половина дела. Это не так просто, как с некоторыми другими видами деятельности – тут нужна лицензия. Второй важный момент — материальное оснащение, к которому нужен серьезный подход. Еще один и, наверное, ключевой аспект — кадры, которые в охранном бизнесе решают все. Плюс конкуренция в этом рыночном сегменте активно растет, а значит, без грамотной раскрутки созданному агентству не обойтись.

О том, как сейчас работает этот вид бизнеса в Харькове, мы расскажем на примере охранного агентства Олега Ширяева, которое уже четыре года, действует не только на территории Харькова, а и всей Украине.

“Выбор подходящей организационной формы деятельности зависит от разных факторов, в том числе планируемых масштабов деятельности и амбиций бизнеса. Зарегистрировать охранное агентство можно как самостоятельно, так и через специализированные юридические фирмы. Для самостоятельной подачи документов можно обращаться в Центры предоставления административных услуг, предварительно записавшись на подходящую дату и время в режиме онлайн”, – рассказывает Олег Ширяев.

По его словам, просто регистрации бизнеса в случае с охранной деятельностью недостаточно. По украинскому законодательству требуется государственная регистрация. Ее выдает Министерство внутренних дел. Нужно ознакомиться с требованиями к лицензиатам, собрать и предоставить пакет документов, а после принятия положительного решения оплатить государственную пошлину в размере одного прожиточного минимума (в 2020-м году это 2123 грн.).

Среди основных требований для получения лицензии стоит выделить наличие квалифицированного персонала. Подробнее об этом мы еще скажем. Общие сроки получения лицензии зависят от сбора необходимых документов и периода их рассмотрения в МВД, но в среднем, на это уходит не менее 15 рабочих дней.

Требования к оснащению и спецсредствам

Раньше к обязательным составляющим любого бизнеса относилось наличие офиса, в котором находится руководство и группы быстрого реагирования (если таковые имеются), проводятся деловые переговоры с потенциальными клиентами, хранится различная техника и специальные средства, используемые для осуществления охранной деятельности. Сегодня, с учетом развития онлайн-сферы, наличие офиса — это не обязательное условие для работы. Так, работать руководство может удаленно, переговоры несложно проводить по телефону или в режиме онлайн, к тому же нередко именно представители охранной фирмы приезжают на объекты заказчика, а не наоборот. Для хранения спецсредств может быть достаточно складского помещения. Группы быстрого реагирования могут находиться в городе на автомобилях, что только добавит им мобильности.

“В то же время с точки зрения доверия и формирования позитивной репутации охранного бизнеса, наличие физического офиса — это дополнительное преимущество, подтверждение серьезности агентства и его амбиций. Поэтому, если на момент старта без офиса обойтись реально, то при активном развитии компании, его стоит открыть”, – говорит Ширяев.

Немаловажной составляющей охранной деятельности является наличие специальных средств. Законодательство предполагает, что агентства могут использовать в своей работе следующее:

* защитные каски и бронежилеты;

* газовые баллончики и пистолеты;

* резиновые дубинки;

* наручники;

* электрические шокеры;

* так называемое “травматическое оружие”, то есть устройства, стреляющие резиновыми патронами;

* огнестрельное оружие.

И “травматика”, и “огнестрел” (покупка, ношение и хранение) требует получения соответствующих разрешений в МВД, так что к этим бюрократическим нюансам также нужно быть подготовленными. Иметь с собой огнестрельное оружие могут только частные охранники высшей квалификации (6 разряд).

Дополнительно к этим специальным средствам стоит добавить минимум 2-3 автомобиля, без которых сложно обойтись в работе. Помимо купленных собственно фирмой это могут быть арендованные (взятые в лизинг) транспортные средства или же машины сотрудников. Эти авто нужно должным образом оборудовать:

* оснастить специальными надписями;

* оборудовать средствами радиосвязи;

* дополнить звуковыми и световыми сигналами.

При должном подходе к делу у каждого сотрудника агентства должна быть рация для связи и униформа минимум в двух комплектах (для теплой и холодной поры года).

Если агентство работает в местах скопления людей, к примеру, в учебных заведениях, поликлиниках, торгово-развлекательных центрах, то набор спецсредств у ее сотрудников может быть минимальным — оружие охранникам не требуется. В таких условиях можно сэкономить и на автомобильном транспорте. А вот при работе на больших производственных объектах и в условиях, когда нужно охранять серьезные материальные ценности, или в других потенциально опасных ситуациях, как минимум травматическое оружие желательно, отмечает Олег Ширяев.

Максимум внимания персоналу

Еще один важный аспект – персонал, то есть охранники и другие специалисты. Во-первых, серьезные требования к сотрудникам предъявляются лицензионными условиями.

“В штате фирмы должен быть специалист, который организует охранную деятельность (иными словами один из руководителей). Им может быть исключительно человек с высшим образованием, а также опытом в силовых ведомствах или охранной работе от трех лет”, – рассказывает Олег.

Предъявляются определенные требования и к рядовым охранникам. Ими могут быть только совершеннолетние граждане Украины без проблем с психическим и физическим здоровьем, без непогашенных судимостей. Они в обязательном порядке должны пройти обучение или специальную подготовку и работать с агентством на договорных условиях.

Во-вторых, от профессиональных компетенций представителей охранного бизнеса прямо зависят результаты деятельности, то есть успешность выполнения основных задач и функций. Любое, пусть даже самое прогрессивное и классное оснащение и спецсредства, в распоряжении недостаточно подготовительного человека способно скорее навредить, чем помочь.

Собственно поэтому вопросу подбора кадров нужно уделять повышенное внимание. К примеру, в первом агентстве, которое создал Олег Ширяев — “Схидный корпус”, работали преимущественно экс-участники АТО, то есть люди, обладающие необходимыми навыками и имеющие солидную боевую подготовку. Но даже такая кадровая политика по умолчанию не гарантирует успех, ведь важно, чтобы сотрудник не только на практике знал, как использовать спецсредства, выполнять патрулирование, защищать людей, но и был стабилен в психоэмоциональном аспекте. И этот аспект должен быть на систематическом контроле, уверен Ширяев.

У каждого охранника должно быть удостоверение, эмблема или надпись на одежде, которая подчеркивает принадлежность к конкретной охранной фирме.

Чем выше квалификация специалиста, тем, как правило, более высокой должна быть и оплата труда. В среднем охранник, имеющий разрешение на ношение оружия, получает на 30-40%, чем его безоружный коллега.

Когда число персонала достигает 3-4 десятков, то обязательно присутствие в штате компании менеджеров-координаторов. Для агентства любого масштаба также нужен квалифицированный бухгалтер, системный администратор, юрист и т.д. Приветствуется и психолог (либо в штате, либо периодически приглашаемый).

Заработная плата — не единственная статья расходов на персонал для охранной фирмы. Все более распространенной практикой становится страхование жизни сотрудников. Так, тех специалистов, которые выполняют самые опасные виды работ, включая телохранителей, страхуют на весьма серьезные суммы, вплоть до 30-50 тысяч у.е. Для рядовых охранников с простейшими задачами эти значения скромнее — до нескольких тысяч долларов.

Борьба за клиентов и перспективы развития

Лицензия, материальная база и персонал для охранного агентства еще ничего не значат без клиентов. Для их поисков подходят следующие методы:

* “сарафанное радио” и предложение услуг знакомым, родственникам и т.д.;

* прямые продажи, включая обход потенциальных мест, требующих охраны — учебные заведения, медицинские учреждения, банки, торговые центры и т.д.;

* различные виды рекламы. Акцент в современных условиях стоит делать на онлайн-продвижение. Как минимум, из-за того, что это доступный и эффективный метод раскрутки. Вот почему дополнительным условием успешной работы является собственный сайт и/или странички в социальных сетях.

Начинающему агентству нужно браться практически за любые заказы, будь то крупный развлекательный центр или небольшой магазин и офис. Для нормального старта в Украине требуется от 3-5 клиентов и более. На дальнейшее развитие можно рассчитывать при наличии 15-20 постоянных заказчиков услуг. От количества клиентов прямо зависит и период окупаемости, который может составлять от 0.5 до 4-5 лет.

Акцент на клиентов, то есть количественный рост — не единственная возможность для охранной фирмы, уверен Олег Ширяев. По его мнению, развивать бизнес можно и нужно качественно: систематически анализировать рынок и понимать, что предлагают конкуренты, а также расширять спектр оказываемых услуг. Агентство Ширяева занимается не только физической охраной бизнеса и конкретных лиц, но и разрабатывает рекомендации по защите компаний, предлагает юридическое сопровождение, возможность контроля перевозимых грузов и заключаемых сделок, в том числе с выездом за рубеж.

При таком подходе клиенты зачастую приходят по рекомендациям, что позволяет не заказывать платную рекламу. К тому же фирме не нужно конкурировать за каждый объект охраны, будь то небольшой офис или частный дом.

С учетом роста конкуренции в нише, высоки риски прекратить существование, так и не окупив затрат. И универсальных рецептов успеха уже нет, хотя профессионализм руководителей и квалификацию рядовых кадров (охранников) можно считать основополагающими моментами для процветания в сфере охранной деятельности.

Навчався у Донецькому національному університеті імені Стуса. У журналістиці працює з 2013 року. Спеціалізується на політичних, кримінальних та спортивних темах.
Показать все посты

Комментарии