Сооснователь ряда международных стартапов и экс-директор Founder Institute Андрей Комаровский во время визита в Харьков рассказал о том, что нужно для запуска удачного стартапа. NewsRoom удалось пообщаться с предпринимателем и узнать о некоторых важных правилах развития проектов.
Два своих первых стартапа Андрей Комаровский запустил в начале 2000-х: агентство, занимающееся поиском информации и mistery shopping сервис.
Сейчас предприниматель вспоминает: “Оба стартапа оказались провальными. Мы запустили их практически в одно время, сняли офис, наняли секретаршу (не знаю, правда, зачем она нам была нужна), но через некоторое время поняли, что за аренду платить нечем”.
После запуска и участия в нескольких проектах Андрей с партнерами открыл свою стартап-студию. “У нас были свои и партнерские деньги, программа акселерации, техническая и аналитическая команда. А еще у нас было много идей, которые мы валидировали с помощью аналитиков, и искали СЕО и ко-фаундеров, которым бы эти идеи понравились. Нам нужны были плюс-минус 30-летние ребята, которые успели заработать какие-то деньги, им надоело работать на кого-то и хотели бы сделать что-то большое, но не знали что. За почти два года такой работы студия запустила больше десяти проектов, и некоторые даже выжили. Это было время, когда акселерация стартапов в нашем регионе только зарождалась, и так получилось, что мы были одними из первых, кто ей занялся” – поделился воспоминаниями Комаровский.
В 2018 году Андрей Комаровский объявил о наборе в акселератор Sector X, главной целью которого является помощь украинским и восточноевропейским стартапам в построении глобальных компаний при сохранении центров разработки в Украине.
“Я не могу сказать, что сейчас стартапы двигают экономику, но они резко повышают уровень мирового океана в плане знаний, конкуренции и заставляют всех остальных шевелиться. Это мое понимание того, зачем нужно поддерживать такие проекты”, – рассказал CEO Sector X.
По словам Андрея Комаровского, одна из проблем начинающих предпринимателей заключается в том, что уровень их экспертизы и знаний в той области, в которой они делают стартапы, достаточно низок.
“Стартапов достаточно, но только малую часть можно назвать хорошими. Когда начинали мы, информации в открытом доступе было намного меньше, чем сейчас. Сегодня есть масса образовательных проектов, книг, но все равно уровень владения матчастью низкий. Я не знаю, как это объяснить”, – отметил Комаровский.
Также Андрей добавил, что домашний рынок – это слишком маленькая площадка для стартапов: клиентов мало, инвесторов мало, потенциальных покупателей стартапов почти нет, поэтому нужно запускаться и тестировать все, что можно локально и ехать развивать нормальный международный проект туда, где есть клиенты”, – рассказал Андрей.
По словам Комаровского, выходить на международную арену предпринимателям разных стран одинаково трудно.
“Мы не проводили больших исследований, но, по моим ощущениям, все команды хотят сделать большой проект. Другое дело, что почти никто не умеет. Это не только у нас, но и в других странах. Я не вижу такого, что французы классно понимают, как выходить в США или, допустим, китайцы. Да и сами американцы не особо понимают, как работать в той же Франции. Это сложно для предпринимателей всех стран”, – добавил CEO Sector X.
Также он добавил, что важно понять, когда нужно остановиться и переключить внимание, а не тратить всю жизнь в тщетных попытках воскресить дохлую лошадь. Обычно это ситуации, когда у предпринимателя заканчиваются гипотезы для проверки, а счастье так и не наступило, или эмоциональное выгорание.
По мнению CEO Sector X, для того, чтобы просто заработать денег, не обязательно придумывать что-то новое, а как раз наоборот, нужно делать обычный бизнес, только хорошо. В формате 2019 года, с применением IT- и других технологий и делать это прозрачно и честно.
В завершение Андрей добавил, что практически любой предприниматель, качественно погрузившийся в определенную область на несколько лет, сможет запустить удачный проект.
Комментарии