Первые рисунки в городской местности харьковчанин Андрей Пальваль стал рисовать около 10 лет назад. Это были граффити, сделанные аэрозольными красками. Сейчас Андрей вместе с директором Яной Вовк и креативным директором Романом Партолой составляют команду Kailas-V, которая известна харьковчанам своими масштабными муралами. Сейчас ребята заканчивают серию “Птицы” на ХТЗ. NewsRoom понаблюдал за процессом создания очередного шедевра из строительной люльки на уровне 8 этажа.
Андрей, расскажи о вашей команде, как она сформировалась?
С Романом мы учились в одном классе. Сначала мы попробовали, как все, поучиться в университете. С Яной пересекались на различных фестивалях, где она была ответственной за проведение. Она всегда была чьим-то директором, поэтому мы поняли, что для “сакральности” миссии обязательно женское начало должно присутствовать в команде.
Роман Партола. Фото: К.Тихонов
Откуда пошло название группы “Kailas-V”?
Раньше у нас было другое название. Тогда мы занимались граффити. Затем поняли, что выросли из этих штанов. Нам достаточно тесно в этой теме было, нас всегда обвиняли в том, что мы рисуем точно не граффити. Мы поняли, что стрит-арт и всякие такие вещи нам ближе, что мы этим хотим заниматься и качественно, и профессионально, на коммерческом уровне – и стали искать новое название. Хотелось такое , которое рисовало бы наши далекоидущие цели и было понятно не всем. Кайлас – гора в Тибете, еще не покоренная человеком. Многие называют нас Кайлас-5, думая, что мы взяли римскую цифру, но это не правильно.
Где находится твой первый рисунок?
Он у меня во дворе. Там сейчас забор поставили, кирпичами заложили, но я знаю, что он там есть. За него было стыдно, но потом радовался так, что он остался.
У меня был плакат с драконом – и я решил дракона нарисовать. Подумал, что очень круто сделаю баллончиками, а получилось ужасно. Взял шпатель и подправил работу. Я тогда уже не боялся любыми материала пользоваться. Могу шпателем подправить то, что нормальные люди не подправляют.
Где проходил конкурс?
Это был харьковский конкурс. Кажется, назывался “Окно в Европу”. Он до сих пор жив. И из всего фестиваля осталась “жива” только одна работа – наша (Смеется). Рисунок был сделан на одной из улиц за Госпромом. Там был огражден забором участок. Забор весь был разрисован, мы решили рисовать на железных воротах. Везде краска слезла, а на воротах осталась.
Вы победили?
Ну, получается, да, если рисунок 2006 года до сих пор жив (Смеется).
Почему перешли на муралы?
Мы стали заниматься этим постепенно. Нас скорее привела к этому коммерческая деятельность. Муралы подталкивали к технически сложным работам.
Вас привлекали сложности?
Да, и сейчас проект, который мы делаем, привлек меня тем, что мы делаем нехарактерными для себя материалами. Мы всегда рисовали аэрозолями. И граффити тоже, ведь вся субкультура базируется на “тандеме” с баллончиками. Сначала мы очень много сделали технически сложных работ именно аэрозольной краской. Тот же “Шевченко”, например. Мы первые, кто сделал рисунок в 16-этажое здание, который был зафиксирован как Рекорд Украины.
Для меня всегда важна натуралистичность и правдивость в изображении. То есть, не просто нарисовать и сказать: “Фух, мы молодцы”, а показать историю.
Портрет Шевченко в Харькове. kailas-v.com
В каких странах есть ваши работы?
По количеству больше в соседней России. Есть и на 5-этажных зданиях, и просто рисунки. Есть в Болгарии, Эстонии, в Крыму, Польше, Белоруссии и других странах. Стран 10-15. Там были разные рисунки: муралы, граффити, коммерческие рисунки.
Где берете идеи?
Нас трое – и у всех есть разные идеи. У нас не хватит времени, чтобы реализовать все наши идеи. У нас есть незаконченная серия – она, наверное, будет бесконечной – это серия “Украина – это украинцы”. В этой серии 4-5 работ. Шевченко был стартом. Еще две работы в Киеве, посвящены Скоропадскому и Грушевскому. К нему также можно отнести и портреты харьковчан в Харькове.
Первый этап – выбор идеи, затем идет поиск средств либо сбор этих средств. Пока мы не прибегали к одному способу – это краудфандинг. Если идей будет много, то будем и таким заниматься.
Затем выбираем объект. Содействуем с общественными организациями, районной и городской администрацией. Если идея сложная, то мы проецируем контур при помощи проектора. Бывает, наносим при помощи специальных техник.
Кто спонсирует ваши проекты?
По-разному. Иногда за свой счет, иногда частные лица. А иногда администрация города. Также помогает фестивальная активность, но в Украине, по сравнению с заграницей, это не очень популярная деятельность.
Расскажи о проекте “Птицы”.
Заканчиваем пятую из семи работу. Подготовлена для рисования шестая работа. Готовится седьмая поверхность.
Для меня это вызов. Я попробовал водоэмульсионные краски, кисти и валики. Понял, что ими рисовать не страшно, а даже лучше. И для меня этот проект интересен – я орнитолог по образованию. Со мной даже спорить никто не будет, почему на рисунке должно что-то выглядеть именно так. Я подбирал птиц, а Роман корректировал, чтобы все подходило по цветам, форме, выбирал, как лучше смотрелось бы. К тому же это должны увидеть жильцы дома, администрация района и спонсоры проекта.
“Птицы” на ХТЗ. Фото: К.Тихонов
Кто кроме вас рисует муралы в Украине?
В Украине мало таких художников. Есть несколько команд в регионе, в Киеве, Западной Украине. Не будет и 20 известных авторов.
Что чувствуешь, когда изменяешь город?
Я заметил, когда люди начинают рисовать большие вещи, у них появляется мироощущение, что они делают что-то очень важное. Живя на той улице, где жил гений архитектуры Кричевский, я понимаю, что это был человек, который создал украинский стиль в архитектуре. Я понимаю, что на его фоне имею бледный вид, я себе так много чести не делаю, но мне нравится, что я делаю, и пока что не слышу негативных отзывов, но выслушиваю достаточно критики в свой адрес, от коллег.
Какая у вас цель?
“Трансформация окружающего пространства с целью его гармонизации” – так звучит наша миссия. Что мы имеем в виду? Хочется вибрировать и делать то, на что ровнялись бы люди. Сейчас мы рисуем. Считаем, что это верное решение для нашего коллектива. Пройдет время – и мы, возможно, поймем, что нужно не рисовать, а делать еще что-то. Либо еще больше рисовать. Либо управлять арт-процессами.
Автор: Кирилл Тихонов
Комментарии