Студия Bob Basset – явление поистине уникальное. За счет своих фантастических сюрреалистических масок мастера из первой столицы без преувеличения прославились на весь мир. В “трудовой книжке” бренда – работы для дома Givenchy, публикации в Vogue International и The New York Times Fashion Magazine, а поклонников – музыкант группы Slipknot Сид Уилсон, участники Tantric, KORN и Metallica. Несмотря на столь внушительный список, в родном Харькове Bob Basset, как говорится, “широко известен в узких кругах”. Об узнаваемости, мировом величии и вдохновении лицо марки Сергей Петров рассказал в эксклюзивном интервью NR.
Легендарый рюкзак-дракон. Фото: М.Роменский
– Пост с четвертой реинкарнацией рюкзака-дракона собрал более 100 тысяч лайков на Facebook. Это какой-то новый шаг в популяризации бренда?
– Конечно. Это было очень неожиданно. Я не ожидал, что одна и та же концепция, которая почти 10 лет не менялась, вызовет такой всплеск интереса. Это означает только то, что людей, которые о нас не знают, очень много.
– Об узнаваемости. Создается впечатление, что вас за границей знают лучше, чем в родном Харькове.
– Пока так и есть
– Не обидно?
– Нисколько. Было время, когда я ходил по разным людям, брал с собой разные материалы, показывал, рассказывал. Но дальше “Ок, молодцы” дело не заходило. В Харькове это никому не нужно. Мы изначально еще приняли решение, что нужно делать для тех, кому это нравится. И если о нас заговорят в Париже и Лондоне, в Украине тоже заговорят. Так и случилось.
– За последнее время ситуация не изменилась?
– Немного. Частично за счет громких имен, которые с нами работали, но есть и почитатели. Важнее другое… Как-то на Украинской неделе моды к нашему стенду подошел ребенок, до 10-ти лет примерно, стоял, восхищался. Малыш с незамутненным сознанием увидел предметы, которые вызвали у него восторг – вот такой историей я доволен. А большая часть общества нас не воспринимает.
Более того, как только ты говоришь, что делаешь маски, то сразу автоматически слышишь: “Это БДСМ!”. Хорошо, и БДСМ в том числе, и многое другое. Маска – это один из первых предметов, которые сделал себе человек, об этом можно долго говорить, но у нас просто нет культуры потребления таких вещей. Это связано с тем, что состоятельные люди в большей степени пока что зажаты в рамках предложенной им модели потребления. А на Западе люди понимают, что двадцатой “Феррари” никого не удивишь. Но для этого нужен определенный уровень культуры, которого можно достигнуть только через образование. Тогда придет и интерес к нестандартным вещам.
Фото: bobbasset.com
– И как обстоят дела с иностранными заказчиками? Есть сформировавшийся список постоянных покупателей?
– Периодически появляются один-два человека, которые заказывают себе коллекцию из наших предметов, покупая 10-15 предметов. А так… Много людей следят за нашим творчеством много лет, но не все они покупатели…
– Кто они?
– Коллекционеры, люди, которые хотят нестандартно веселиться… По-разному, совершенно по-разному. Но чаще всего это обеспеченные люди, потому что наши предметы уже достаточно дорогие.
– С заказчиками сложно общаться?
– Раньше было сложнее. Хотя, когда нужны деньги – сложно бывает и сейчас. Сразу начинает думать: “Ага, я вот так сейчас отвечу, а оно все сорвется…”.
– Отказываете клиентам?
– Конечно. Более того, если ко мне обращаются с каким-то предложением, которое мне неинтересно, я нахожу человека, который может это сделать, и свожу его с клиентом. По чужим дизайнам мы уже не работаем. Обычно я прошу описать эмоцию, историю, прислать фотографии с настроением – а я уже пытаюсь все это скомпилировать на основе нашего творчества и опыта. Если людей устраивает – мы работаем. Если заказчик серьезный, то я даже предлагаю ему оплатить изделие только в том случае, если оно ему понравится. Если нет – никто никому ничего не должен. Пока что такая схема работает.
Еще мы не копируем чужое, не беремся за те изделия, которые повторять бы не хотелось. Кроме того, иногда имеют место договоренности с владельцем о том, что его маски мы не копируем, – как, например, в случае с Сидом Уилсоном.
Фото: bobbasset.com
– Вы недавно упомянули, что иногда вам приходит по 600 писем в неделю с просьбой изготовить рюкзак-дракон. Не было соблазна заработать?
– Соблазн заработать есть всегда, утверждать обратное было бы враньем. Просто у нас пока не получилось его сделать достаточно привлекательным и одновременно доступным. Экономить – значит, потерять часть его уникальности. Или же нужно сначала потратить очень много денег на оптимизацию процесса и подготовительные работы, а это десятки тысяч долларов. Он кажется не таким большим, но десять квадратных метров кожи он забрал.
– То есть потенциальные клиенты часто не имеют понятия о цене вопроса?
– Абсолютно. Иногда люди, у которых есть 250 долларов, спрашивают, сколько рюкзаков за эти деньги они могли бы купить (Смеется). Приходится отвечать, что нисколько…
– …десятую часть?
– Нет, даже не десятую.
– Вы как-то сказали, что за каждой маской – своя история. Что это за истории, они реальные или вымышленные? Откуда черпаете вдохновение?
– Все бывает. Может что-то присниться, представиться, что-то может в разговоре с человеком возбудить мозг… Но главное – чтобы по итогу предмет создавал свое настроение, свою собственную вселенную. В чем это заключается?.. Это когда ты смотришь на предмет и видишь за ним какой-то новый мир. Для меня это очень важно. Если этого настроения нет – я стараюсь, чтобы этот предмет не выходил. Вчера я общался с ребятами из “Plarium” и узнал, что в компьютерных играх это называется “нарратив” – когда геймер сам додумывает детали компьютерного мира, отталкиваясь от чекпоинтов, которые ему дает создатель игры.
– Как часто получаются вещи без настроения?
– Нечасто, к счастью. Бывает, что отнесся к вещи с какой-то внутренней халатностью или еще чем-то – это сразу видно. Мы такие вещи или переделываем, или забрасываем.
– Как происходит процесс создания, что первично: какой-то внутренний порыв или конкретный заказ?
– Ситуация развивалась исключительно гармоничным способом. Когда-то была необходимость сделать предмет с расчетом на то, что его купят. Купили. Сделали что-то по мотивам этого предмета. Купили. Сделали какую-то анималистику. Купили. И через время мы начали делать предметы нашего настроения, нашего стиля – к счастью, наши работы легко отличить, даже не будучи большим экспертом. Но даже сейчас мы не можем быть полностью уверены, что вещь купят. Но мы можем делать для души.
– И где проходит грань между бизнесом и творчеством?
– Мы делаем то, что хотим, но это очень дорогое удовольствие. Если бы мы делали то, что от нас хотят, мы бы зарабатывали больше. Нам хочется делать те или иные предметы – делаем. Их не купили? Не беда, оставим себе или подарим, а потом сделаем что-то новое. Кроме того, с нами часто связываются фотографы и видеографы, которые спрашивают, что у нас есть в наличие. Некоторые международные съемки состоялись только потому, что у нас где-то что-то “завалялось”.
Фото: bobbasset.com
– Когда-то вы сформировали весьма амбициозную цель: изменить мировой визуальный код…
-… и на сегодня, я считаю, она достигнута. Вы можете этого не замечать, но я это четко вижу. Я знаю огромное количество цитат из нашего творчества. Люди делают это неосознанно зачастую. Более того: часть дизайна из новых “Звездных войн” заимствована у нас (речь идет о черной маске одного из главных злодеев фильма Кайло Рена – NR). Они это делали неосознанно, они в этом никогда сами не признаются, но я знаю, что это произошло.
В тот момент, когда я это осознал, у меня образовалась внутренняя пустота – я не ожидал, что это произойдет так быстро. Поэтому следующая цель была сформулирована четко: это абсолютное мировое величие. Я не могу работать на приземленных целях, они для меня бесполезны. Я не могу работать на новую машину, на новый телефон. Возможно, по этому всему так и не скажешь (показывает на себя), но я действительно хочу каких-то комфортных вещей… Но у меня это в жизни не работает никогда.
– Если с мировым кодом еще более-менее понятно (заметили изменения – значит, задача выполнена), то как понять, что величие достигнуто? Понятие-то расплывчатое.
– Абсолютно не расплывчатое. Это будет понятно каждому, не только мне – но и вам. Величие будет достигнуто тогда, когда даже не будет ни у кого в этом ни единого сомнения.
– И все же, в чем это будет заключаться? Известность?
– Известность – безусловно. Гражданство мира. Соединения Bob Basset с каким-то уже существующими линиями, чтобы было понятно, что вот это и вот это создано нами. Тут все очень четко и конкретно. Можно ведь сказать “великий дизайнер”? Я все делаю для того, чтобы это произошло. Это кажется безумством, но по-другому я никогда не работаю. Не могу.
Продолжение следует…
Комментарии