Наш тест. MINI Countryman COOPER SD ALL4: сила убеждения

Гамаль Абдель Насер.

Александр Арнольд Константин Иссигонис.

Два имени, два человека, чьи действия в 50-х годах минувшего столетия привели к тому, что спустя более 60 лет к нам на тест попал MINI Countryman второго поколения.

Насер был президентом Египта – и его решение национализировать Суэцкий канал осенью 1956 года привело к росту цен на европейских АЗС, что очень наглядно продемонстрировало зависимость Старого Света от регулярности поставок нефти. В British Motor Corporation настолько прониклись уроком, который преподал Гамаль Абдель Насер, что уже в 1959 году представили автомобиль, созданный с акцентом на максимальную экономичность. Проектировал эту машину Александр Арнольд Константин Иссигонис, известный как Алек Иссигонис.

sir_alec_issigonis.jpg

«Публика понятия не имеет, чего она хочет. И моя работа сказать, что ей нужно».

Сэр Иссигонис произносил эти слова, основываясь на собственном опыте: к моменту приглашения работать над новой моделью ВМС этот британец греческого происхождения уже зарекомендовал себя как инженер, создавший Moris Minor – модель, по-сути неизвестную у нас, но у себя на родине, в Великобритании, выпускавшуюся с 1948 по 1971 годы. Всего конвейер покинуло 1 млн 368 тыс экземпляров машины.

Тем не менее, Mini удалось превзойти этот внушительный результат в несколько раз…

mini_scheme_by_alec_issigonis_s-e.jpg

Первый набросок компоновки будущего бестеселлера, сделанный Иссигонисом

 

Вообще говоря, Алеку Иссигонису повезло настолько, насколько это возможно для человека, создавшего что-то своим талантом и трудом. Он увидел как его детище стало не просто популярным, а одним из символов страны и эпохи; как его автомобиль покупали рядовые британцы и звезды мирового масштаба. Mini производили в разных модификациях, на нем несколько раз побеждали в самых престижных раллийных схватках…

austin_mini_1959-1969-2_s-e.jpg

morris_mini_cooper_s_1963-1969_rear_s-e.jpg

Так выглядел Mini первого поколения образца 1959 года (на нижнем фото чуть более поздняя версия Morris Mini Cooper S 1963 года, внешне почти не отличавшаяся от «простого» Mini)

 

В конкурсе «Автомобиль 20-го века», который проводили в 1999-м, Минька уступил лишь легендарной «жестянке Лиззи», как называли Ford T, опередив таких грандов, как Citroen DS Volkswagen Beetle. Вдумайтесь: оригинальный Mini с многочисленными доработками производили с 1959 по 2000 годы! После чего теперь уже силами концерна BMW в производство был запущен MINI – название преемника пишется именно так, заглавными буквами – который унаследовал трон британского авто-патриарха. Причем, MINI от BMW так понравились покупателям, что баварцы решили расширить линейку моделей под этой маркой за счет кроссовера. И сделали это с использованием имени, которое уже можно было встретить в перечне версий оригинального Mini: Mini Countryman с более вместительным кузовом стали предлагать уже на следующий год после дебюта основной модификации. 

austin_mini_countryman_1960-1969_s-e.jpg

austin_mini_countryman_1960-1969_-3_s-e.jpg

Austin Mini Countryman образца 1960 года

 

Конечно, нынешний Countryman – это совсем другая машина, но в основе ее создания стояла та же цель, которую преследовали и создатели Countryman образца 1960 года: максимально расширить диапазон возможностей, которые предлагает марка. И если Вы любите регулярно выбираться на выходных за город на природу – MINI должен помогать Вам в этом, вне зависимости от того, ведет ли асфальтированная дорога к месту отдыха или нет. 

mini_countryman_mk2_details_s-e.jpg

Еще в момент первого появления нового Countryman в Украине я отмечал, что внешне он стал еще интереснее. При этом рассматривая автомобиль в первый раз, я сразу задумался: все ли в порядке с обзорностью с водительского места при такой ярко выраженной поясной линии кузова? Обратите внимание на выносы боковых зеркал: они просто огромные! И не забывайте, что длина машины второго поколения увеличилась на 20 см…

Что касается экстерьера в целом, то дизайнеры не стали изобретать ничего нового: достаточно было отшлифовать внешность предыдущего поколения Countryman, в которой великолепно обыгранный стайлинг оригинального Mini был удачно дополнен внедорожными мотивами. При этом грамотно, к месту использовался хром, без которого Mini просто немыслим.

 

mini_countryman_mk2-2_s-e.jpg

К моменту дебюта второго поколения выдержка всего этого микса составила 7 лет, плюс дизайнеры нашли несколько удачных решений – к примеру, измененная форма головной оптики делает машину шире и приземистее, плюс к тому сама ширина автомобиля увеличилась на 3 см. В результате, по сравнению с предшественником выглядит новый Countryman более собрано и спортивно.

mini_countryman_mk2_details-3_s-e.jpg

Само собой, свою лепту в восприятие вносят двухцветная окраска кузова и шильдики «S», намекающие на потенциал машины. А контрастные полосы на капоте и черные опционные 18-дюймовые колеса «Black Pin Spoke» словно подтверждают: да-да, перед Вами – не сугубо утилитарная семейная повозка, а аппарат, который кое-что умеет. И весь этот внешний антураж имеет толковый технический бэкграунд…

mini_countryman_mk2-3_s-e.jpg

Однако, прежде, чем перейти к ездовой части теста, скажу несколько слов о том, что до тест-драйва вызывало у меня откровенный протест. 

Как ни парадоксально, это интерьер, который в деталях просто великолепен. Но то «игрушечное» настроение, которое создает огромный кругляш по центру передней панели, как по мне сводит на нет все усилия интерьерщиков к реакции вроде «ути-ути, какой маленький и прикольный» – при том, что вообще-то проделана очень взрослая работа, от подбора и увязки материалов отделки между собой до усилий на органах управления.

mini_countryman_mk2_interior_s-e.jpg

Здесь буквально фишка на фишке – и очень радует то, что внешняя оригинальность при этом не берет верх над функционалом. Например, изогнутый столбик указателя уровня топлива «в полосочку», примостившийся справа от полноценного спидометра (который наконец-то расположен перед глазами водителя, а не по центру) не только выглядит очень стильно, но и вполне удобен. Это же в полной мере относится и к полукруглым ручкам открывания дверных замков. А как Вам красный тумблер запуска и остановки двигателя? 

mini_countryman_mk2_interior-2_s-e.jpg

В общем, чувствуется, что команда, работавшая над салоном автомобиля, вкладывала в него душу. Ну что им стоило сделать аккуратный экран управления инфотейнментом по центру, выдержать его в едином стиле с остальным интерьером? И пусть бы он тоже мог подмигивать разными цветами – это не мешало бы считаться чуть ли не идеальным салоном компактного кроссовера! Так нет же, торчит это круглое, вертикально посаженное «НЛО»… 

Для тех, кто так же, как я, искренне задается вопросом «за каким лешим нужно было лепить по центру передней панели этот огромный кругляш?!», привожу фото интерьера оригинального Mini 1959 года:

austin_mini_cooper_s_1963-1968_interior_s-e.jpg

Ситуацию это никак не улучшает, но по меньшей мере становится понятно, откуда взялось такое решение.

Что безоговорочно понравилось, так это геометрия посадки в автомобиль: в день теста на улице была сплошная «размазня» после обильных снегопадов, с дождем и +1 на термометре. В общем, идеальные условия, чтобы испачкать штанины об порог, садясь в машину. Но ничего подобного не происходило.

Дождь за окном позволил выявить и другую особенность кузова Countryman. Представьте: открываешь дверь – и капли воды с крыши слетают прямиком в салон. В принципе, не критично, но судя по всему дизайнеры сумели навязать и выиграть у инженеров борьбу за более чистый силуэт, без водостоков и прочих практичных глупостей.    

Возвращаясь к посадке скажу, что кресла – кстати, комбинированные, с включениями алькантары, перфорацией и обогревом (входят в опциональный пакет Chilli) – даром, что имеют исключительно механические регулировки, позволяют прекрасно устроиться за рулем (причем, помимо продольной регулировки, по углу наклона спинки и поясничного подпора есть регулировка кресла по высоте). Кстати, руль тоже регулируется – по углу и вылету. Тоже механически. Поначалу сплошные рычажки вместо электроприводов в недешевой, в общем-то, машине озадачили, но спустя некоторое время я понял, на что пошли деньги, которые можно было «зарыть» в электрификацию упомянутых регулировок.

mini_countryman_mk2_interior-3_s-e.jpg

И да, в почти 200-сильном MINI должна быть именно такая баранка. С кожаной оплеткой, идеального сечения и удобными приливами в местах хвата. Как Вы, наверное, догадались, руль – из перечня опций, но это то, на что действительно стоит потратиться.

Ах да, я же не сказал: в моем распоряжении оказалась версия COOPER SD ALL4 – так называется 2-литровая дизельная полноприводная модификация в 190-сильном исполнении. Мощнее только бензиновый 230-сильный John Cooper Works… 

Интересно, что сказал бы Иссигонис, оказавшись за рулем такого MINI Countryman?

Помнится, у оригинального Mini под капотом был атмосферный 4-цилиндровый 848-кубовый моторчик (именно так, а не 1848!) мощностью 35 л.с. Согласно замерам, проведенным в 1959 году изданием «The Motor» на ускорение до 100 км/ч у той машины уходило 27 секунд…

60 с лишним лет прошли с заметной пользой: тестовый Countryman COOPER SD ALL4 срывается с места так, словно масса лишь немного превышает 1000 кг (хотя на самом деле тут больше полутора тонн), и через 7.4 после старта двигается со скоростью 100 км/ч. Но дело даже не в этом, хотя стартовая динамика вполне приятна…

mini_countryman_mk2-4_s-e.jpg

Мальчики и девочки, пани та панове, дамы и господа, ответственно заявляю: после километров, проведенных за рулем этого симпатяги, придирки к интерьеру, к каплям воды с крыши превращаются в пустой звук. Но при соблюдении нескольких условий.

Во-первых, Вам должен нравиться активный драйв, и я сейчас говорю не о резвых стартах с перекрестка или стремительных перестроениях.

mini_countryman_mk2-5_s-e.jpg

Во-вторых, Вам должна нравиться зима, поскольку именно на заснеженной закрытой площадке, где можно безопасно пройтись «веером», характер машины раскрывается в полной мере. Летом даже после ливня так не поскользишь, а песок, даже неглубокий – это уже не то…

mini_countryman_mk2-6_s-e.jpg

И в третьих, нужно уметь принять как данность: компактный кроссовер по ощущениям от езды вполне может вчистую переигрывать модели классом выше. 

Если все вышесказанное не вызывает возражений и Вы раздумываете о покупке новой машины стоимостью выше 30 тысяч евро – я очень рекомендую обратить внимание на 2-литровый дизельный полноприводный Countryman. Последнее уточнение весьма существенно, поскольку эта модель доступна и в чисто переднеприводном варианте.

И еще: если у Вас нет устойчивых навыков вождения машины в условиях зимы – я очень советую не отключать систему Dynamic Traction Control. Такая возможно предусмотрена: «тумблер» отключения DTC расположен по соседству с ярко-красным актуатором двигателя. Тем более, что в принципе, электроника позволяет получать удовольствие от управления автомобилем и с включенной DTC, но лишь до тех пор, пока речь не идет о скольжениях. В таком режиме Countryman уверенно держит заданный в вираже курс, совершенно прогнозируемо (и очень незначительно) скользит всеми четырьмя колесами в виражах, но как только появляется хотя бы малейшая опасность серьезной потери курса, автомобиль словно «тухнет» – электроника пресекает все вольности. Это нужно учитывать, штурмуя снежную целину: с включенной DTC Вы почти гарантированно увязнете: попытки «выгрести» с пробуксовкой решительно пресекаются.  

mini_countryman_mk2-7_s-e.jpg

А вот сочетание отключенной DTC и снежного покрова под колесами позволяют понять, какую работу провели инженеры, настраивая электроусилитель руля, передний McPherson, заднюю многорычажку и систему полного привода. И почему этот компактный кроссовер уже в базовой комплектации стоит 32600 евро.

Я бы сказал, что над тем самым рычажком отключения DTC можно было написать что-то вроде «узнать, почему Countryman стоит таких денег». Активировал спортивный режим мехатроники кольцом возле селектора КПП, качнул волшебным тумблером DTC… 

190 сил, 400 Нм крутящего момента, 1610 кг снаряженной массы и фирменная система постоянного полного привода ALL4 с электронно-управляемой многодисковой муфтой в приводе задней оси – вот те ресурсы, используя которые Countryman COOPER SD ALL4 очень убедительно доказывает: чтобы получать чистейший кайф от управления автомобилем, совсем не обязательно иметь под капотом полтысячи скакунов и неизведанное количество ньютон-метров. И конечно, теперь прежнее недовольство механическими регулировками сидений или стекающей с крышей водой выглядели просто смешно: за такие настройки силового агрегата, шасси и ассистирующей электроники (на полный привод работает целый ряд датчиков) можно было бы простить и куда более серьезные огрехи!  

mini_countryman_mk2-8_s-e.jpg

Лично у меня после теста осталась абсолютная убежденность в том, что ребята, работавшие над машиной, до мозга костей являются фанатами ралли и считали своим святым долгом построить автомобиль, который с отключенной электроникой способен напомнить, кто выигрывал в престижнейшем «Ралли Монте-Карло» в 1964, 1965 и 1967 годах! 

При всем этом Countryman доставил массу кайфа от управляемости не только на закрытой площадке, но и в совершенно гражданских режимах. Причем, для этого даже не нужно включать спортивный режим. Просто общий баланс выдержан настолько, что отведя душу на безопасной площадке, можно вернуть в работу DTC, включить обычный режим движения – и поехать по своим делам. Дизельный полноприводный Countryman просто станет мягче, не потеряв изумительную цельность характера как в городском режиме, так и на шоссе.

Упоминавшиеся выше опасения на счет обзорности были напрасны: пространство вокруг машины контролируешь без усилий, а из повседневных особенностей эксплуатации машины стоит отметить странное решение интерьерщиков, которые не вывели в багажник рычаги складывания спинок задних сидений – придется бегать вокруг машины… Это при том, что вообще салон Countryman создан по канонам, заданным самым первым Mini: машина не должна занимать места больше, чем необходимо, а внутреннее пространство должно использоваться настолько, насколько это возможно. Например, при росте 181 см сам за собой я уселся с небольшим запасом (благодаря общему увеличению длины колесную базу нарастили на 7.5 см, которые пришлись ну очень кстати)…

mini_countryman_mk2_final_photo_s-e.jpg

По итогу я вынужден признать, что если бы сейчас раздумывал над покупкой кроссовера и будь у меня 46.5 тысяч евро, я бы ооочень задумался (да, тестовую машину за счет дополнительного оборудования укомплектовали почти на 14 тысяч…). Потому что на рынке очень немного автомобилей, способных каждый день, проведенный за рулем, дарить такое удовольствие, при этом обладая ТАКИМ сочетанием стиля, функциональности и, если хотите, какой-то особенной внутренней свободы. И не такое уж оно нелепое, это вертикально посаженное в интерьере «НЛО»… 

 

Автомобильное Бюро Sport-Engine благодарит компанию «Бавария Моторс» — официального дилера MINI в Харькове и области — за предоставленный для теста автомобиль.

Более детальную информацию о наличии и комплектациях автомобилей можно получить по адресу:

Харьков, пр-т Гагарина 39-А 

или на ул. Латышева, 4 и по телефону (057)727-61-00

http://www.bmw.kharkov.ua
[email protected]
http://www.facebook.com/bavariamotorskharkov

 

Краткие технические характеристики MINI Countryman COOPER SD ALL4:

Габариты:

Длина/ширина/высота — 4299/1822/1557 мм

Колесная база —  2670 мм

Дорожный просвет — 165 мм

 

Силовой агрегат:

Двигатель — дизельный, рядный, 4-цилиндровый, с твин-турбонаддувом, изменяемой геометрией турбокомпрессора и непосредственным впрыском, объемом 1995 см3

Мощность — 190 л.с. (140 кВт) при 4000 об/мин

Крутящий момент — 400 Нм в диапазоне 1750-2500 об/мин

Трансмиссия — 8-ступенчатая автоматическая КПП Steptronic с возможностью ручного переключения передач подрулевыми лепестками; полный привод ALL4 с электронно-управляемой многодисковой муфтой в приводе задней оси

Расход топлива во время теста (город+трасса, езда в режимах Normal и Sport примерно в равных пропорциях) — 8.7 л/100 км

 

Динамика 0-100 км/ч (заявленная) — 7.4 с

Емкость топливного бака — 51 л

Вместительность багажника — 450 л (со сложенной спинкой заднего сиденья 1390 л)

Снаряженная масса — 1610 кг (EU) 

 

Тестовый автомобиль был оснащен покрышками Yokohama Ice GUARD iG50 Plus 225/50 R18 

Стоимость базовой версии (в т.ч. НДС) — 32 600 евро

Стоимость протестированного автомобиля (в т.ч. НДС) — 46 384 евро

 

На момент проведения теста курс, установленный НБУ — 33 грн 23 коп за 1 евро

 

Автомобильное Бюро Sport-Engine специально для NewsRoom Kharkiv

фото – Евгений Романюк и BMW Group

 

Теги:

Комментарии