“Это не хобби, а стиль жизни”: харьковчанин создает аутентичные лиры и бандуры

Преподаватель харьковского ВУЗа изготовляет аутентичные украинские музыкальные инструменты. Во время личной встречи Назар Божинский рассказал корреспонденту NewsRoom о том, почему для него воссоздание традиций – не хобби, а стиль жизни. 

Первый музыкальный инструмент кобзарю подарили родители в честь окончания школы. Тогда, признается мужчина, его впервые посетили мысли о том, чтобы сделать бандуру собственными руками.

“Я видел на старинных картинках, как кто-то играет на бандурах, но мне все это казалось каким-то нереальным. Потом я наткнулся на инструмент в музее и захотел приобрести собственный. Но сделать это оказалось не так и просто: нашел только в Киеве. Сначала я познакомился с бандуристом, который научил меня музыке. Я играл, а потом он мне дал заготовку для инструмента, которую когда-то начинал делать сам”, – вспоминает Назар.

Найти схему, по которой в старину создавали бандуры, харьковчанину удалось в музее. Назар Божинский отмечает, что эти чертежи были созданы еще во времена слепых кобзарей.

“В 1916 году Георгий Ткаченко услышал в парке игру одного из них. Тогда киевлянин начал интересоваться украинскими народными инструментами и создал схемы. Именно по его чертежам я сделал свою первую бандуру, она, кстати, была из картона”, – рассказал мужчина.

49608052_10155784279631363_8065037365921447936_o.jpg

Фото: Facebook Назар Чорношличник

Первый музыкальный инструмент, который Назар Божинский сделал своими руками, был окончен в 2008 году. 

“А потом были еще и еще: некоторые продал или подарил, какие-то спустя время переделывал. В целом, на один инструмент уходит год. Но, как правило, я их откладываю, начинаю делать новые, а потом возвращаюсь. Понимаете, такие вещи не терпят спешки. Одно из главных условий для создания бандуры – правильное дерево: без сучков и паразитов”, – делится харьковский кобзарь.

По словам Назара Божинского, каждый созданный им инструмент, словно ребенок, которого нужно вырастить и отпустить из отчего дома.

46366188_264458327548895_8756437121012596736_o.jpg

Фото: Facebook Назар Чорношличник

“Был, конечно, один случай, когда я делал свою первую лиру. Мне ее заказал киевлянин. Знаете, почему-то так не хотелось ее отдавать, а через время она вернулась ко мне. Покупателю сказали, что инструмент сделан неправильно и он потребовал деньги назад. Сейчас лира у меня и я на ней играю”, – добавил харьковчанин.

У каждого инструмента своя история, которая далеко не всегда является счастливой. Одну из своих бандур Назар Божинский доделывал во время расстрелов на Майдане.

“Есть такое поверье: чтобы инструмент звучал жалобно, работа над ним должна закончиться до похорон умершего человека. Примерно так и у меня вышло, только я не подгадывал время специально. Я повесил бандуру у открытого окна после обработки лаком. Погода была тихая, но внезапно поднялся ветер, инструмент упал и разбился. Я его починил. Потом поехал в Киев – мы там играли. Майдан еще долго стоял и мне кто-то сказал, что хочет научиться играть. Я оставил инструмент и уехал домой, а когда всех разгоняли, один из активистов забрал бандуру домой”, – вспоминает харьковчанин.

vertepfest.jpg

Фото: Facebook Назар Чорношличник

Спустя несколько месяцев инструмент нашелся, однако он был поврежден. Знакомый Назара взял бандуру домой, чтобы починить, но случайно залил ее водой и инструмент рассыпался. 

“Я подумал, что он не может вот так вот просто исчезнуть и снова починил. Сейчас эта бандура находится у моего ученика в Днепре”, – поделился кобзарь.

Последние несколько лет бандура – верная спутница Назара Божинского.

“Инструмент всегда со мной. Я играю в парках не только Харькова, но и других городов Украины. Знаете, самое приятное, что именно у нас люди воспринимают это как что-то естественное, а во Львове, например, или в Киеве жители смотрят на это, как на перформанс какой-то”, – добавил харьковчанин.

22459399_845727632255476_1674607511448524128_o.jpg

Фото: Facebook Назар Чорношличник

Сейчас Назар Божинский работает преподавателем в ХИСИ. Мужчина считает, что хранить традиции своего народа должен каждый человек, однако навязывания они не терпят.

“Обо мне студенты могут узнать разве что на странице в Facebook. Я никогда не пытался никого приобщит к моему делу. Эта инициатива должна исходить от самого человека, понимаете? Если пытаться что-то навязать, это будет недолговечное увлечение, а традиции – это нить, которая связывает настоящее и прошлое”, – добавил бандурист.

Назар Божинский уже оставил свой след – в самом буквальном смысле этого слова – в истории нашего города. Как оказалось именно ему принадлежит отпечаток руки на Памятнике репрессированных кобзарей, бандуристов и лирников.

“Меня пригласили помочь сделать инструмент на мемориале более реалистичным. Тогда архитекторы рассказали, что хотят оставить на изувеченном инструменте, словно совсем недавно его держал музыкант. Но слепок должен был находить немного не там. Я подошел к незастывшему материалу и приложил свою руку, а в этот момент создатели памятника прижали ее и получился отпечаток”, – поделился воспоминаниями преподаватель.
7dce1279-d38d-4bb8-b6cf-7ba2190b96ce.jpg

Фото: NewsRoom

Комментарии