Мэр Харькова Геннадий Кернес делает акцент на “истории”, а ученые считают, что при нем памятники архитектуры исчезают с улиц.
Дважды градоначальник Харькова Геннадий Кернес нацелился на третий срок. На официальном сайте его политсилы сказано: “мы неравнодушны к истории родного края” и “сохраняем традиции”. Однако реальность заставляет усомниться в правдивости предвыборных лозунгов. Именно при нынешнем градоначальнике, считают ученые и активисты, в Харькове уничтожают и перестраивают историческое наследие. NewsRoom собрал здания с богатым прошлым, которые находятся под угрозой или уже “реконструированы”.
Скриншот с сайта “Успішна Харківщина”
Дом Борткевича
Как рассказывает профессор кафедры украиноведения, культурологии и истории науки НТУ “ХПИ”, член Консультативного совета по охране культурного наследия при Департаменте культуры и туризма ХОГА Михаил Красиков, небольшой двухэтажный особняк по улице Сумской, 28 построили еще в середине XIX века. Сейчас его называют “домом Борткевича”, хотя он был не единственным известным владельцем. Первым собственником здания стал профессор Харьковского университета (современный ХНУ имени В. Каразина) Фридрих Альбрехт.
В нашем городе он был известен как заведующий терапевтической клиникой университета, много сделавший для ее развития. Также он прославился в роли одного из основателей Харьковского медицинского общества, члены которого несколько раз в неделю бесплатно оказывали помощь горожанам. В конце жизни Альбрехт был избран почетным членом университета, став в один ряд с Иоганном Вольфгангом фон Гете, Вильгельмом фон Гумбольдтом и Иваном Франко. Благодарные жители Харькова учредили в память о нем стипендию, которая выплачивалась студентам-медикам до закрытия вуза большевиками.
После него домом владел Эдуард Борткевич. По словам культуролога, он остался в истории не только как предприниматель и владелец винокуренных и иных заводов, но и как меценат. Его жена Софья, — ученица Ильи Слатина, — окончила Харьковское музыкальное училище. Будучи прекрасной пианисткой, она создала и много лет возглавляла Общество попечения о нуждающихся учениках Харьковского музыкального училища. Их сын Сергей стал всемирно известным композитором и пианистом.
“Сергей Борткевич объединяет несколько стран: это и Польша, откуда идут корни рода, и Украина, где он родился и жил, и Россия, где он учился в Петербурге, кроме того, Германия, где он был профессором в берлинской консерватории, и Австрия, где он жил после революции и был профессором Венской консерватории. Сегодня о его творчестве пишут научные и научно-популярные статьи, его музыка нередко звучит на международных конкурсах (исполнители ее обожают за яркость и эмоциональность— Авт.), играют ее с огромным удовольствием и учащиеся харьковского музучилища и студенты Харьковского университета искусств. И многие из этих произведений, которыми восхищается мир, были созданы у нас, в Харькове – на улице Сумской, 28″, — рассказывает Михаил Красиков.
Дом Борткевича сейчас. Фото: moniacs.kh.ua
Сейчас зданию, где жил и творил композитор, угрожает перестройка в торгово-офисный центр. Нынешний собственник воспользовался процессом декоммунизации и через суд добился расторжения охранного договора между владельцем и органом охраны культурного наследия.
“Представитель застройщика прямо нам сказал: мы давно этим занимаемся, мы расселяли оттуда людей и вели работу. Но, к сожалению, не для того, чтобы сохранить это историческое здание, а наоборот, чтобы построить на его месте торговый центр”, — сообщила активистка организации “SaveKharkiv” Елена Рофе-Бекетова.
К счастью, после ряда публикаций и телесюжетов в июле 2020 года Департамент культуры и туризма облгосадминистрации отправил в Министерство культуры документы на присвоение дому охранного номера как памятника истории, а председатель ХОГА даже заявил, что готов бороться за сохранение этого здания. Тем не менее, считает Михаил Красиков, застройщик может начать строительные работы в любой момент.
Проект реконструкции. Фото: Facebook Михаил Красиков.
Дом Гинзбурга
Особняк по улице Свободы, 35 был возведен в начале XX века. В Харькове его традиционно называют “домом Гинзбурга”. Хотя, как утверждает искусствовед, нет достаточных оснований считать, что здание построил именно этот архитектор.
“Пусть даже автор неизвестен — дом представляет собой яркий образец модерна. В этом стиле он выполнен безукоризненно. Поэтому были неправы киевские эксперты, которые в 2004 году подписали заключение о том, что здание потеряло свою аутентичность. По большому счету, оно ее сохранило даже сейчас: фасад и ограда почти не изменились”, — считает Михаил Красиков.
Основываясь на выводах киевских экспертов, тогдашний глава ХОГА Арсен Аваков еще в 2008 году распорядился вывести здание из реестра памятников архитектуры, хотя не имел таких полномочий. После этого “дом Гинзбурга” фактически был доведен до аварийного состояния. С исторической точки зрения объект интересен тем, что здесь жил советский военачальник Иона Якир (был репрессирован в 1937 году, его сын Петр стал диссидентом), а позднее тут располагалась гостиница для высших лиц государства. Как утверждает Михаил Красиков, здесь останавливались Леонид Брежнев, Владимир Щербицкий и другие советские сановники, а также высокопоставленные зарубежные гости. Сейчас здание реконструируют, и оно, скорее всего, лишь в самых общих чертах будет напоминать предшественника.
Сейчас здание ограждено трехметровым забором, а на его месте планируют возвести 13-этажку. Фото: NewsRoom
Доходный дом по улице Пушкинской, 19
Автором здания, расположенного на углу улицы Пушкинской и площади Поэзии, стал известный харьковский архитектор Александр Гинзбург. Сооружение по праву называют “визитной карточкой” зодчего. Это был доходный дом, здесь располагалось Фармацевтическое общество, а после революции устроили коммуналки (за исключением первого этажа, где по-прежнему работали магазины).
Дом на Пушкинской, 19 до начала реконструкции. Фото: streets-kharkiv.info
Внимание общественности он привлек в 2017 году, когда в нем начали надстраивать мансарду. Скандальный проект был связан с главой городского КП “Подземный город” Александром Ганусом. Именно ему принадлежит пятикомнатная квартира на верхнем этаже, над которой решили сделать мансарду. Разбирательство по поводу законности надстройки дошло до Верховного суда, который принял “соломоново решение”: заключения первых инстанций отменили, но иск прокуратуры все равно оставили без рассмотрения.
Фото: Сергей Бобок
“Наверное, такие надстройки были и прежде. Но, на мой взгляд, после того, как на Пушкинской удалось провести этот проект, наступил настоящий “бум мансард”. На очень многих зданиях более или менее удачно поднимают крыши и делают надстройку. Но мы не уверены, что в остальных случаях над мансардами работают профессиональные архитекторы, как это было там”, — рассказала Рофе-Бекетова.
Дом архитектора Васильева по улице Гоголя, 2
По словам Михаила Красикова, здание было построено в стиле “классицизм” в 1818 году. Его автором и собственником стал архитектор Евгений Васильев, на счету которого также знаменитая колокольня Успенского собора (достраивал ее Андрей Тон). Сначала это был одноэтажный дом с мезонином. После кончины зодчего еще несколько лет здесь продолжала жить его семья, а затем здание выкупил коллега Васильева Андрей Тон, который достроил второй этаж.
“Есть два главных критерия для внесения объектов в список памятников истории: они должны сохранять свою аутентичность и быть связаны с известными деятелями или событиями истории. И Васильев, и Тон более чем известные архитекторы, здание до июня 2020 года сохраняло все черты классицизма, поэтому Центр охраны культурного наследия Департамента культуры и туризма ХОГА давным-давно обязан был внести его в реестр исторических памятников, но никто даже пальцем не пошевелил. Слава Богу, что дом является памятником архитектуры и имеет охранный номер”, — констатирует культуролог.
Фото: Facebook Ірина Гончарова
Позднее в этом здании жил пастор и работала лютеранская школа. По словам историка, она стала центром жизни этой религиозной общины и сохраняла такой статус почти столетие. В частности, одним из настоятелей был Иоганн Розенштраух, портрет которого хранится в российском Эрмитаже. Поэтому дом требует защиты не только как памятник архитектуры, но и как место, важное с исторической точки зрения.
“Это один из наших самых “больных” объектов сейчас, наряду с домом Борткевича. Потому что его уже сейчас, без согласования с департаментом градостроительства и архитектуры ХОГА, безжалостно реконструируют, хотя вся наша группа “SaveKharkiv” пыталась не допустить этого безобразия”, — рассказывает Михаил Красиков.
По словам культуролога, на встрече с общественниками и сотрудницей Департамента градостроительства и архитектуры ХОГА Светланой Боярчук застройщик пообещал оформить необходимые документы. Однако так и не выполнил обещание, зато половину дома буквально на следующий день разобрали.
“Собственник также собирается “осовременить” здание, что приведет к утрате исторического облика, да еще и надстраивает два этажа. Активисты подали заявление в прокуратуру, та переслала его в Киевский райотдел полиции, а тот… не увидел состава преступления! И пока полиция будет не замечать негодяев, правовой беспредел будет продолжаться — в частности, в плане полного пренебрежения Законом Украины “Об охране культурного наследия”, — заключает Михаил Красиков.
Здание сейчас. Фото: NewsRoom
История, которую не вернешь: усадьба Синяковых и гостиница в Лопатинском переулке
В начале XX века одним из пристанищ литературной богемы в Харькове стала усадьба сестер Синяковых. Их гостями в свое время бывали Борис Пастернак, Велемир Хлебников, Николай Асеев и другие известные деятели культуры. Дом в переулке Никитинском, 22 А стоял до 2018 года, пока не был снесен.
Тогда в харьковской мэрии заявили, что памятником истории дом не являлся и на балансе города не находился.
“На протяжении многих лет историк Андрей Парамонов не раз обращался к городским властям с предложением передать здание под музей городской усадьбы. Если бы ему пошли навстречу, то этот дом можно было бы сделать “фишкой” Харькова. Ведь в нем бывали всемирно известные люди. Да и сама Мария Синякова прославилась как художница, ее работы сегодня продаются на аукционах за огромные деньги”, — рассказал Михаил Красиков.
Культуролог добавляет: Центр охраны культурного наследия Департамента культуры и туризма ХОГА так и не внес здание в реестр памятников истории. Профессор НТУ “ХПИ” считает это “доказательством профнепригодности” руководства органа.
Разрушенная усадьба Синяковых. Фото: Facebook Андрей Парамонов
Еще одним объектом, который “погиб” в неравной борьбе с чиновниками, стала гостиница в Лопатинском переулке. Это здание считалось памятником и имело охранный номер. В свое время здесь жила семья знаменитого актера и режиссера Марка Кропивницкого.
Лопатинский переулок, 6 в 2015 году. Фото: domofoto.ru
“Вот такая ирония судьбы. Когда в Украине переименовали в память о нем целый город, в Харькове совершенно спокойно снесли дом, имеющий отношение к его семье. Сам Марк Лукич не раз бывал там, к нему в гости приходил писатель Иван Карпенко-Карый, другие известные люди. Оказалось, что гордость отечественной культуры можно снести и никто за это не понесет ответственность”, — сообщил искусствовед из НТУ “ХПИ”.
Дома давно нет, хотя он до сих пор находится в реестре памятников. Активисты добились, чтобы департамент ХОГА подал заявление в прокуратуру, но в дальнейшем дело “заглохло”. Красиков считает, что застройщик дожидается истечения срока давности преступления, чтобы возвести на пустыре многоэтажку.
Мы собрали шесть примеров отношения к прошлому города. Каждое из этих зданий связано, или было связано в прошлом с людьми, которые сыграли важную роль в истории Харькова или страны. Однако их не видит городская власть, а застройщики без раздумий разрушают дома ради новостроек. Пожалуй, единственным объектом, который мэрия с готовностью восстановит за считанные дни, остается памятник Жукову на проспекте Петра Григоренко.
Комментарии