NewsRoom разбирался, почему 115 тысяч харьковчан получили этим летом от тепловиков платежки с космическими суммами, откуда взялись эти долги, а также, что нужно делать семьям, чтобы не потерять субсидию в новом отопительном сезоне.
Получили платежки за тепло в июне
Нешуточные страсти из-за квитанций “ХТС” кипят в Харькове уже не первую неделю. Возмущенные люди штурмуют отделения тепловиков, чтобы выяснить: что это за долги, которые появились посреди лета, и нужно ли их оплачивать?
“Субсидии по-украински. Приходит квитанция за две недели летнего месяца –1400 грн за отопление. Лето в этом году и правда не жаркое, но епрст… Комедия в том, что долг у нас был, и мы как раз две недели назад его в ноль вывели, в общем, обидно. Иду в теплосеть, и не верю глазам. Там, где 14 дней назад я один был на пять окошек, сегодня очередь в 60 человек и завидный трафик удивленных абонентов”, – написал на своей странице в Facebook харьковчанин Алексей Соболев.
В Харькове получатели субсидий задолжали за тепло 260 миллионов
Разобраться в том, как образовался долг в 2-3 тысячи гривен, сходу непросто. Харьковчане уверяют: зимой получали от тепловиков квитанции, в которых были указаны суммы со знаком минус.
“И сразу к развязке – теплосеть в июне решила синхронизироваться со службой выдачи субсидий. И оказалось, что субсидий за отопительный сезон людям выдали больше, чем эээ… чем теплосеть может это позволить. И теперь кому тысячу, кому три следует оплатить. Задним числом менять расчеты и вымогать денег – это прекрасный деловой язык, я считаю, укрепляет и доверие, и авторитет власти”, – не скрывает возмущения Соболев.
В Харьковской области количество получателей субсидии увеличится на 20 тысяч
Харьковчанка Алена Слюсарева тоже не понимает, откуда у нее взялся долг. По словам женщины, когда она пришла в офис тепловиков, то работник, пытаясь объяснить ситуацию, постучала по калькулятору, как по клавиатуре, и произвела известные только ей расчеты.
“Что значит вернуть? Пусть следующей зимой дадут меньше субсидии на эту сумму – 1400 гривен – и все! Зачем мучать людей!?” – недоумевает Елена Савичева.
Потребители недоплатили “ХТС” 260 миллионов
Коммунальщики поясняют: о долгах харьковчан стало известно в мае, когда подбили итоги отопительного сезона, а затем в управлениях труда и соцзащиты города сделали перерасчет. “Лишние” деньги, которое государство выделяло тепловикам, пришлось вернуть.
“В течение отопительного сезона отделы субсидий проводят начисления по нормам. Они не смотрят на фактическое потребление. Эта норма изначально была завышена… Сейчас ее по концу отопительного сезона уже снизили, потому что все увидели, что чересчур много государство дает субсидии”, – пояснил сложившуюся ситуацию заместитель генерального директора КП “Харьковские тепловые сети” Дмитрий Щербак.
Яценюк переложил ответственность за провал программы субсидий на СМИ Кернеса
По его словам, после перерасчета выяснилось, что немало харьковчан, которые получили субсидию, из своего кармана за тепло не заплатили ни копейки. Теперь этим людям нужно вернуть “ХТС” 260 миллионов гривен. Таких абонентов в городе 115 тысяч. Коммунальщики подчеркивают: даже если в платежке “ХТС” к оплате значился ноль или суммы со знаком минус, потребители все равно должны были оплачивать обязательный платеж за услугу, который им определили в отделе субсидий.
Квитанция от “ХТС”. Фото: А.Соболев
“Понимаем, что сейчас эти долги станут для людей двойной проблемой – многим тяжело заплатить такую сумму сразу, к тому же, на следующий отопительный сезон их могут лишить субсидии, так как данные по должникам мы должны будем передать в августе”, – сообщил заместитель гендиректора КП “ХТС”.
Статистику Яценюка о субсидиях горсовет назвал некорректной
Тем, кто не может сразу рассчитаться за тепло, коммунальщики советуют провести реструктуризацию долга на период до 60 месяцев. Для этого нужно обратиться с паспортом в один из филиалов “Харьковских тепловых сетей”, которых в городе 10, или головной офис и заключить договор. В зависимости от суммы в документах будет прописано, в течение какого срока абонент должен погасить свою задолженность. Потом с этим договором харьковчане смогут обратиться в районное управление соцзащиты и оформить субсидию на новый отопительный сезон.
Квитанции от коммунальщиков запутали харьковчан
Несмотря на сезон отпусков, в районных отделах труда и соцзащиты у окна информатора довольно людно. Здесь в очереди и пенсионеры, и молодые мамочки с детьми. У многих посетителей вопрос один – как не остаться без субсидии из-за внезапно обнаружившихся долгов?
Платежка от тепловиков, полученная Натальей – мамой восьмимесячного Артема – женщину расстроила, но не удивила. Харьковчанка признается: так как она сама воспитывает малыша, то платить по коммунальным платежам за однокомнатную квартиру ей непросто даже с учетом оформленной субсидии. Доход ее семьи составляет около 800 гривен. Понятное дело, что на эти деньги сильно не разгуляешься, и приходится выбирать между памперсами, смесью и оплатой счетов, поэтому она не всегда могла погашать обязательный платеж.
Депутаты требуют от “ХТС” пересчитать тарифы за январь
“Вот пришла узнать, можно ли что-то сделать, чтобы не потерять субсидию”, – вздыхает Наталья.
Для молодой мамы – субсидия реальная поддержка, но женщина переживает, что из-за долга в 2 тысячи гривен она может остаться без поддержки государства.
У пенсионерки Нины Григорьевны – своя история. Старушка, которая живет в двушке на Новых домах, впервые решала оформить субсидию в прошлом году. Этой зимой женщина очень радовалась, когда получала в платежках от “ХТС” и в единой квитанции “Жилкомсервиса” уведомления о переплате.
“А в мае пришла квитанция, где указано, что я должна оплатить за тепло 2443 гривен. И как быть? Ведь у меня была переплата! Причем львиную долю этой суммы составляет субсидия, которая значится со знаком минус (-2130,95 грн). Получается, что мне придется вернуть назначенную субсидию? Да и где взять такую сумму, если у меня пенсия 1200 гривен?” – недоумевает пенсионерка.
Кто попал в черный список, останется без помощи
В Немышлянском управлении труда и соцзащиты на ул. Ландау, 48 вопросы можно задать не только информатору, но и специалисту, который на данный момент занимается исключительно задолженностями по коммунальным платежам. Всего в районе более 5 тысяч абонентов, которым могут не назначить субсидию из-за долгов.
“Чтобы снять ажиотаж, мы по запросу получили со всех служб списки должников и сделали в электронном виде обобщающую таблицу. К нам можно прийти или позвонить, и наш специалист уточнит, сколько человек задолжал за ту или иную услугу, и какие есть варианты выхода из сложившейся ситуации, чтобы не остаться без субсидии. Кроме того, всем пяти тысячам абонентов мы отправили письма, в которых сообщили, что в связи с просрочкой оплаты по коммунальным платежам им не назначена субсидия”, – говорит начальник Немышлянского управления труда и соцзащиты Раиса Стрельцова.
Харьковчане будут платить за отопление на 40% меньше
То, что долги по коммунальным платежам могут стать причиной для отказа в назначении субсидии – нововведение этого года, отмечают чиновники. 26 апреля вступило в силу постановление Кабмина № 300, которым внесены изменения в порядок назначения субсидий. Кстати, согласно этому документу 1 мая для всех закончился срок получения субсидии. В Немышлянском районе – это 22 200 семей. Всем, кроме должников, начисление субсидии на новый период сделают автоматически.
“Очень много людей с утра идет с копиями платежек и договоров на реструктуризацию, звонят на горячие линии. Ведь одно из изменений, прописанных в постановлении, – наличие долгов. Если кто-то из тех, кто получал субсидию, имеет задолженность по оплате коммунальных услуг, новая субсидия не назначается, пока человек либо не оплатит долг, либо не заключит со службой договор о реструктуризации. Еще одно из существенных изменений – новый период, за который предоставляется информацию о доходах. Раньше мы брали доходы за прошлый год, а теперь за предыдущие четыре квартала с момента обращения”, – поясняет Раиса Гавриловна.
В Харькове повышают квартплату и тарифы на уборку придомовой территории
Приходят в управление труда и соцзащиты и те, кто не согласен с платежками, которые они получили от тепловиков или газового хозяйства. В отделе субсидий отмечают: чаще всего, это новички, которые впервые оформляли субсидию и не поняли суть обязательного платежа.
“Когда человеку назначается субсидия, он на руки получает документ, в котором прописаны все обязательные платежи – какую сумму нужно оплачивать ежемесячно за ту или иную услугу. Остальное погашается из государственного бюджета. Но ни при каких обстоятельствах в этой распечатке не может быть указан ноль”, – подчеркивает Стрельцова.
В отделах субсидий предупреждают: если граждане решат проблему в течение двух месяцев со дня информирования и закроют вопрос с долгами за июль-август, то они не потеряют ни одного месяца и субсидия им будет назначена с мая.
Харьковчанам планируют повысить тариф за вывоз мусора в частном секторе
“В том же случае, когда человек по каким-то причинам затянул с долгами, субсидия может быть назначена, но только с того месяца, как будет решен вопрос с долгами. Решит в октябре – с октября насчитаем субсидию. Если же по уважительным причинам у какой-то семьи не получается закрыть долги в течение двух месяцев, можно в произвольной форме написать заявление в районную комиссию, которая решит вопрос в индивидуальном порядке”, – отмечает Раиса Гавриловна.
По словам специалистов, в прошлом году, когда тарифы выросли, а процедуру упростили, желающих оформить субсидию накануне отопительного сезона было очень много. Как будет в этом, в отделах субсидий прогнозировать не берутся. Не исключено, что путаница с начислениями в платежках и обязательным платежом могла отбить у людей охоту оформлять помощь, предоставляемую государством.
Эксперты отмечают: для потребителей было бы понятнее, если бы начисление субсидии проводилось ежемесячно, после того, как передавались показания по факту потребления тепла или газа. Вот только для этого процедура начисления помощи от государства требует пересмотра и усовершенствования.
Комментарии