“Договориться” больше не получится: глава областной Госпродпотребслужбы рассказал о проверках и штрафах

С момента назначения Олега Богинского на должность руководителя Главного управления Госпродпотребслужбы в Харьковской области прошло совсем немного времени. Но он уже успел привлечь внимание как рядовых потребителей, так и нечистых или не совсем чистых на руку дельцов, наживавшихся фактически на безопасности покупателей. Сам Олег Валерьевич убежден: время, когда покупка товара или услуги была своеобразной “русской рулеткой”, прошло. Харьковская область привыкает торговать в рамках установленных правил и норм. Об этом и другом руководитель ГУ Госпродпотребслужбы в Харьковской области рассказал в интервью.

Олег Валерьевич, довольно смелая мысль, что до вас все было плохо, а теперь мы заживем хорошо…

– Ни в коем случае так говорить нельзя. Давайте начистоту. Работа велась и до меня, будет идти и дальше. Но есть ряд фактов, доказывающих, что ранее в работе Госпродпотребслужбы в значительной степени присутствовал “человеческий фактор”.

Никто не удивлялся, что специалисты могут “не заметить” отсутствия ветэкспертизы мяса или яиц на рынке города, никто не волновался, если в магазине рядом с легальной электроникой могла продаваться “серая”, завезенная при сомнительных обстоятельствах. Если с юмором, то одной из своих задач я вижу возвращение людям умения удивляться. Не могут быть обыденными очевидные нарушения законодательства.

Но и покупателей, и предпринимателей такая ситуация, видимо, вполне удовлетворяла: низкие цены, меньше нагрузка на бизнес…

– Совсем нет. Низкая цена и меньше нагрузка на бизнес – это стопроцентные мифы, которые в свое время были придуманы, чтобы как-то оправдать противоправные действия. Ни один бизнес не выигрывает от того, что продает несертифицированный товар, ни один продавец не выиграет, если продаст непроверенные продукты. А вот проблемы, которые рано или поздно от этого будут – неизбежны. И эти проблемы гораздо более серьезные, чем выигрыш в несколько сотен гривен.

18-1439538344foto-ingernieria-alimentos-1024x634-trim-trim0231024657.jpg

Работа Госпродпотребслужбы нужна, в первую очередь, продавцу. Очень мало тех, кто реализует собственную продукцию. А это означает, что продавец просто не может в полной мере отвечать за качество товара. Вот здесь каждый для себя и должен определиться: хочет ли он отвечать за чьи-то ошибки в случае, если произойдет беда после продажи товара, или желает обезопасить себя тем, что будет работать в рамках закона. Ситуация, когда человек рассчитывает на “авось пронесет” похожа на проверку наличия газа в помещении спичкой: десять раз, может, и не взорвется, но когда-нибудь обязательно случится тот одиннадцатый раз.

А покупатели в такой ситуации совсем не защищены. Экономия, если даже она есть, незначительная. А вот вернуть, обменять товар, воспользоваться гарантией или обратиться в полицию за защитой в таком случае очень сложно. Покупая что-то “почти по закону”, мы не можем рассчитывать на защиту закона.

Звучит замечательно. Но ведь все давно привыкли, что всегда можно договориться

– Придется привыкать, что теперь не получится. Например, в прошлом году нарушения обнаружили только в 12 из 22-х проверенных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, которые находятся на всех агропродовольственных рынках города и области.

За полтора месяца этого года проверили все 73 лаборатории и у всех были найдены нарушения. Здесь следует понимать, что важны не только и, даже, не столько выявленные нарушения, сколько готовность руководства исправить их в кратчайшие сроки.

milk_testing.jpg

Но, как оказалось, не все придерживаются такого мнения. Отдельно с не лучшей точки зрения мы выделяем лабораторию №7 на “Конном рынке”. Именно там были обнаружены масштабные нарушения: отсутствие отметок пригодности мяса, фальсификации со стороны заведующего этой лаборатории и даже вообще отказ от санитарных экспертиз мяса перепелов, кур, уток и перепелиных яиц, что могло привести к страшным последствиям для покупателей этих продуктов.

Более того, именно из-за из-за принципиальной позиции насчет нетерпимости к этим нарушениям на сотрудника нашей службы было совершено нападение, и он до сих пор находится в больнице. Но даже такие откровенные бандитские действия поклонников методов 90-х не остановят нас в работе по наведению порядка на рынках Харьковской области.

Понимание, что работа в рамках закона – неизбежна и обязательна придет к каждому. Уже сегодня подавляющее большинство готово работать чисто. А если такое понимание еще не пришло, мы поможем.

Как именно? Штрафы, предписания, санкции?

– И штрафы, и предписания тоже. Мы помогаем наполнять бюджет, поскольку именно бюджетные средства потом расходуют на ликвидацию последствий “серой” торговли. Нам есть что сказать по этому вопросу. Так, за весь прошлый год сотрудниками службы было проведено 123 проверки, выявлено 29 нарушений и вынесено штрафов на сумму 209,1 тысяч гривен. Меньше чем за два месяца 2021 года таких штрафов было наложено сумму 238,0 тысяч гривен.

Значительная часть этой суммы – штрафы за ввоз “серых” смартфонов одним из известных магазинов техники. Только этот продавец должен уплатить штраф в размере 102 тысячи гривен. И здесь очень важно не только наложить штрафные санкции. Мы делаем все, чтобы повторение нарушений было неоправданным.

ofsmarfoni_1.jpg

 Понимаете, люди, которые ввозят “серый” товар, которые не проводят ветэкспертизы и нарушают другие правила – представители бизнеса. Все они хорошо умеют считать. Если для них станет очевидным, что нарушать закон экономически невыгодно, мы избавимся от большей части таких нарушений. Беспристрастность, нежелание “договориваться” и профессиональная работа специалистов Госпродпотребслужбы, когда выявляется подавляющее большинство нарушений – лучшее лекарство для горе-дельцов.

Ситуации бывают разными: кто-то из покупателей хочет пожаловаться, кто-то из предпринимателей – получить исчерпывающую информацию, чтобы не нарушать закон. Как контактировать с Госпродпотребслужбой?

– Начиная с 9 марта в Харьковской области работает “Консультационный центр защиты прав потребителей”. Его – это, во-первых, помощь потребителям и малому бизнесу всеми возможными средствами: консультации, реагирования на жалобы, помощь в оформлении обращений, вопросы метрологического надзора и так далее.

По всем этим вопросам Консультационный центр защиты потребителей оказывает информационную помощь, как во время личного приема, так и по телефону и онлайн. Мы создаем все условия, чтобы потребители имели надежную защиту, а субъекты бизнеса, при желании, имели все возможности работать в рамках действующего законодательства. А те из представителей бизнеса, кто не воспользуется таким шансом и продолжит наживаться на безопасности людей, могут быть уверены: за свои действия придется ответить. Без вариантов. Покупка товара или услуги в Харьковской области никогда больше не будет напоминать “русскую рулетку”. 

Навчався у Донецькому національному університеті імені Стуса. У журналістиці працює з 2013 року. Спеціалізується на політичних, кримінальних та спортивних темах.
Показать все посты

Комментарии