Из-за блокировки морских портов и уничтожения части зерновых терминалов сельскохозяйственное производство в Харьковской области оказалось на грани коллапса. Нужно срочно искать пути разблокирования экспорта зерна по морю. Такое мнение высказал аграрный эксперт, директор крупного сельхозпредприятия “Альфа” Евгений Иванов.
По его словам, сейчас в Украине накоплено более 20 миллионов тонн зерна прошлогоднего урожая, на подходе урожай озимых культур 2022 года, который будет собран в июне-июле. Из-за того, что морской путь экспорта заблокирован, в Украине назревает логистический коллапс.
“Сейчас все украинские порты либо попали под оккупацию, либо стоят. Россияне прицельно бьют по логистической инфраструктуре. Уничтожен один из крупнейших в Украине зерновых терминалов – “Ника-Терра” в Николаеве, который обеспечивал до 20% погрузки зерновых. В результате сегодня доступна только реализация зерна на внутреннем рынке, которая из-за войны сведена практически к нулю, и сухопутный экспорт по железной дороге”, – отметил Иванов.
Он объяснил, что сухопутный вариант экспорта зерна – тупиковый, поскольку осуществляется в основном через три страны – Румынию, Польшу и Словакию и способен пропустить не более 5% потенциально вывозимого украинского зерна.
“Когда зерно начали вывозить по суше, мы тут же уперлись в огромные пробки. В настоящее время на границе стоят очереди из тысяч вагонов. При этом пропускная способность такого пути – не более 50 вагонов в сутки на каждой из таких сухопутных границ. Экспорт по суше замедляется еще и потому, что у нас с Европой не совпадают колесные пары на железных дорогах. Вагонам очень сложно вернуться назад. Европа не готова к такой быстрой разгрузке наших вагонов, да и не могла подготовиться к такому в принципе в короткий срок”, – отметил Иванов.
Освобождение в мае части территории Харьковской области, как считает эксперт, оживило работы на многих крупных агропредприятиях области, но сейчас все упирается в отсутствие логистики и возможности реализации будущего урожая.
“Нам необходимо как можно скорее начать диалог с иностранными партнерами об обеспечении гарантий безопасности и ускорении вывоза зерна морским путем. От этого зависит не только возможность для Украины собрать следующий урожай, но и продовольственная безопасность многих стран мира”, – подытожил Евгений Иванов.
Напомним, Украина в последние годы неизменно входила в ТОП-5 мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции. При этом 90% экспорта осуществлялось через порты Одессы и Николаева, которые с начала полномасштабной агрессии со стороны РФ уже больше месяца закрыты. 4 июня российские войска нанесли удар по морскому специализированному порту “Ника-Тера” в Николаеве.
Ранее директор ФХ “Альфа” Евгений Иванов подчеркивал: чтобы аграрные предприятия Харьковской области могли подготовится к осени, нужна стратегия взаимодействия власти с сельхозпроизводителями, особенно, малыми и средними. По его мнению, на малом и среднем агробизнесе держится инфраструктура села, и именно такие фермеры создают рабочие места, которые станут “магнитом”, чтобы люди не выезжали из районов пострадавших от войны.
Также он прогнозировал снижение урожая зерновых в Харьковской области из-за полномасштабного вторжения России и частично оккупации приграничных территорий.
Комментарии