Напоминать о ней и всячески стараться поступать кармически правильно. Что ж, если говорить о карме применительно к Porsche, то какие еще автомобили могло выпускать предприятие, основанное Фердинандом Порше, если самый первый из Porsche был родстером? Конечно, спорткары во всех их возможных вариантах. Вот и не верь после этого в карму…
К 45 286.
Для самых ярых фанатов Porsche это код ДНК, начало начал, точка отсчета. Ведь именно под этим номером 8 июня 1948 года в Австрии, в департаменте Каринтия, был зарегистрирован самый первый в истории Porsche — 356 No. 1 Roadster.
Почему в Австрии?
Потому что именно там в городке Гмунд в 1947 году Фердинанд Антон Эрнст Порше — или просто Ферри Порше — и Луиза Пиех (сын и дочь великого Фердинанда-основателя) основали фирму «Конструкции Порше», первым результатом работы которой была гоночная модель под названием «Cisitalia Grand Prix», работы над которой велись на протяжении 1946-1947 годов. Как следует из названия, машина была создана для итальянской фирмы Cisitalia, но поскольку над проектом работала команда инженеров, часть из которых была командирована в Гмунд Фердинандом-старшим из Штуттгарта, автомобиль известен и как Porsche 360 (хотя строго говоря это лишь внутрифирменное обозначение).
Cisitalia Grand Prix/Porsche 360 (1947)
Почему не эту машину называют первым в истории Porsche? Ведь фактически над ней работали немецкие инженеры!
Дело в том, что в Porsche изначально неплохо зарабатывали «инжинирингом на сторону». Чем только не занимались немцы по контрактным заказам… Если говорить о том, что ближе всего нам, то в свое время настройка ходовой части ВАЗ 2108 была поручена как раз Porsche. А тогда, в самом начале истории компании, первым таким контрактным заказом была работа над Cisitalia Grand Prix.
О том, каким образом Consorzio Industriale Sportiva Italia — или сокращенно «Cisitalia» — оказалась замешана в историю с созданием Porsche, стоит рассказать отдельно, но это в другой раз. Главное то, что именно основатель «Cisitalia» Пьеро Дузио, бизнесмен, президент футбольного клуба «Ювентус» с 1942 по 1948 годы и гонщик-любитель, не понаслышке знавший о таланте семейства Порше, выкупил Фердинанда-основателя из французской тюрьмы, в которой тот оказался после окончания Второй Мировой. И именно деньги Дузио, уплаченные за проект «Cisitalia Grand Prix», дали возможность Фердинанду-младшему начать проект первого в истории автомобиля, носящего имя Porsche.
Porsche под серийным номером 356-001 или 356 «No. 1» Roadster (1948)
Дизайн машины, начиная с самого первого ходового прототипа (на заглавном фото) разработал Эрвин Коменда — причем, его работу так и тянет назвать гениальной, ведь с учетом заданной компоновки (а первый прототип был среднемоторным) он сумел разработать целый ряд стилистических и функциональных элементов, которые были продемонстрированны на самом первом прототипе 1948 года (головная оптика, покатая передняя часть, аэродинамические обводы задних крыльев), затем получили развитие в «356 Coupe»…
Porsche 356 1100 Coupe образца 1950 года
…после чего эволюционировали во внешности Porsche 901, который дебютировал во Франкфурте’1963 (который через год, после протеста Peugeot, превратится в «911-й»).
Франкфуртский автосалон’1963, дебют Porsche 901
Ну, а про то, как родилась идея теперь уже легендарного заднемоторника, в интервью изданию «Панорама» в 1972 году рассказал сам Ферри Порше: «…мне всегда нравились быстрые машины — у меня была Alfa Romeo, BMW… В общем, я поездил на разных моделях. А где-то в конце войны у меня был кабриолет Volkswagen с компрессорным мотором. Вот он и стал отправной точкой, поскольку я понял, что если в твоем распоряжении компактный автомобиль достаточной мощности, вести его интереснее, чем когда ты управляешь довольно большой машиной, двигатель которой развивает даже избыточную мощность. Так родилась идея сделать максимально легкую и при этом мощную модель, которую мы и построили в Гмунде…».
Сегодня это звучит забавно, но под легкой и мощной моделью подразумевался автомобиль весом 585 кг и с отдачей фольксвагеновского моторчика на уровне 35 л.с. Впрочем, смех смехом, но 356-001 развивал максимальные 135 км/ч, что по тем временам было вполне приличным показателем как для гражданской техники. А свое имя «356» машина в полном соответствии с немецким прагматизмом (никаких легкомысленных собственных имен!) и детальной точностью получила согласно рабочему эскизу за номером 356.00.105, с которого все и началось…
Редкое фото: 356-001 заканчивает демонстрационный круг в рамках городской гонки в Инсбруке. 11 июля 1948 года
Сберечь в исходном виде тот автомобиль не удалось даже с учетом отношения к собственной истории, которым может похвастать команда Porsche. Но это не значит, что машина погибла — нет, ей всего лишь требовалась реставрация. Что, с учетом опытно-промышленных методов производства и собственно ее возраста, не удивительно. Так выглядел оригинальный 356 «No. 1» Roadster, к работе над кузовом которого весной 1948 года приступил кузовщик Фридрих Вебер…
…а это он же, но в отреставрированном состоянии. Работы проводились силами экспертов музея Porsche по исходным чертежам 1948 года, с использованием материалов и методов, применявшихся при постройке оригинальной машины. На весь процесс у них ушло 8 месяцев:
Интересно, что самые первые серийные автомобили Porsche построило ателье Beutler из Швейцарии — думаю, в немецкой компании хорошо понимали, что не имеют права на ошибку и заказали первые товарные машины людям, которые известны своим скрупулезным отношением к мелочам. Официальная мировая премьера прошла в Женеве, причем гостям автосалона предложили сразу две модификации: кабриолет и купе.
Мировой дебют первого серийного Porsche 356. Женевский автосалон, 17 марта 1949 года.
Видимо, удача была неотъемлемой частью кармы Porsche. Иначе разве понравилась бы клиентам первая же машина? Конечно, не обошлось без любви к тому, что делаешь — и тщательности, с которой выполняется работа. Все это вместе позволило выпускать первенца компании с 1949 по 1965 год, тремя сериями, каждую из которых дорабатывали. В общей сложности построили 76 313 экземпляров, половина из которых по подсчетам Porsche все еще в строю. Поэтому компания продолжает выпуск запчастей для машины, история которой началась 70 лет назад…
Видно карма такая.
Автомобильное Бюро Sport-Engine специально для NewsRoom Kharkiv
иллюстрации Porsche AG
Комментарии