Сейчас метростроители планируют возвести 31-ю станцию харьковского метро, которая упростит поездки жителям Верещаковки и Одесской. Запуск станции откладывается не первый год. Виной всему – финансы, которые вносят коррективы в планы чиновников и строителей. Newsroom вспомнил, как строились предыдущие станции харьковского метро и как они могли выглядеть при неограниченном бюджете.
Топ-5 самых известных мэров в истории Харькова
Больше всего станций, которые выглядят не так, как изначально задумали архитекторы, на Алексеевской линии. Когда начали прокладывать тоннели в направлении самого молодого спального района города, в 90-е в стране грянул экономический кризис. В проектах менялось многое: от элементов отделки и материалов до изменения всей конструкции станции.
Станция метро “Научная”
Первой в списке стоит станция, которая из-за недостатка финансирования перетерпела незначительные изменения. Красную ленточку на “Научной” перерезали 6 мая 1995 года.
В первоначальном проекте эту станцию подземки планировали назвать “Проспект Ленина” по тогдашнему названию улицы, вдоль которой строилась ветка. Тогда место имело мало общего с наукой, как по названию, так и внешне. Изначально на “Проспекте Ленина” архитекторы задумали рельефные композиции на советскую тематику, которые хотели разместить на путевых стенах, а также на стенах второго яруса со служебными помещениями. Однако из-за распада СССР элементы потеряли актуальность и от них отказались.
Также на станции задумали возвести рельефный потолок из алюминиевых профилей разного цвета. Эти планы так же не удалось воплотить в жизнь – строители решили сэкономить на дефицитном в то время алюминии. Вместо этого потолок нынешней “Научной” сделали из бетонных секций. На бумаге остался и красивый выход из метро, ведущий в сторону Харьковского национального университета радиоэлектроники.
Проект выхода в сторону ХНУРЭ
В 1993 году от проектного названия “Проспект Ленина” решили отказаться. А “научное” оформление станция получила только в 2009 году, когда некоторые выходы из подземки оклеили портретами выдающихся учёных.
Станция метро “Метростроителей”
Следующую станцию в нашем списке открыли также 6 мая 1995 года. Это единственная трёхъярусная станция в Харькове. На нижнем ярусе расположена платформа, на среднем – служебные помещения, а на верхнем – вестибюль, выходы в город и переход на “Спортивную”.
Появились фото реконструкции самого крупного ТРЦ в Харькове
При проектировании станции выяснилось, что построить ее по типовому проекту колонной или односводчатой не получится. Поэтому зодчие даже рассматривали возможность построить наземную станцию, но впоследствии от него отказались, поскольку пришлось бы снести все прилегающие к трассе метрополитена постройки и переселить жителей. Такой роскоши город себе позволить не смог.
Нереализованный проект станции
У названия этой станции отдельная история. В проекте она носила имя “Плехановская”. При введении в эксплуатацию, станция получила название “Метростроителей”. В 2000 году коллектив Харьковского метрополитена отправил в горсовет просьбу переименовать станцию “Индустриальную” и присвоить ей имя советского чиновника родом из Валок, который три года занимал пост Министра торговли СССР и инициировал строительство метро в Харькове, Григория Ващенко. В мэрии решили переименовать станцию “Метростроителей”, добавив к ней окончание – “имени Г.И. Ващенко”. Чиновника уважили на 16 лет, а 17 мая 2016 года во время декоммунизации из названия станции концовку убрали.
Портреты знаменитостей: ТОП-10 муралов Харькова
Алюминиевые подвесные потолки должны были стать особенностью Алексеевской линии, однако из-за кризиса здесь тоже отказались от этой идеи, заменив профили бетонным потолком с секциями. Кроме этого на стенах планировали разместить металлические композиции, иллюстрирующие этапы становления советского государства. Однако после распада СССР, по примеру “Научной” оформление упростили. В вестибюле здесь можно заметить стены, облицованные серым мрамором. Из-за ограниченного бюджета мрамора хватило только на отдельные участки вестибюля.
Станция метро “Госпром”
Станция метро “Госпром”. Фото: Олег Тоцкий (livejournal – tov_tob)
Когда проектировали станцию на нынешней площади Свободы, название выбирали из двух вариантов – “Университетская” и “Госпром”. Но в 1991 году “Дзержинскую” переименовали в “Университет”, и необходимость выбора отпала. Станцию назвали в честь Дома государственной промышленности, расположенного в десятке метров.
Проект станции “Госпром”
На отделке этой станции недостаток средств сказался больше всего. Часть станции, а особенно вестибюль и переход планировали облицевать мрамором, но пока строители возводили первые две станции линии, на отделку “Госпрома” мрамора не хватило. Тогда строители заменили дорогой материал плиткой на бетонной основе. Кроме того на стенах вестибюля хотели разместить мозаичные композиции, но не сложилось.
Станция метро “Алексеевская”
Станция метро “Алексеевская”. Фото: Олег Тоцкий (livejournal – tov_tob)
Станция приняла первых пассажиров 21 декабря 2010 года. В ранних проектах она носила название “Интернациональной”. Открыть метро на Алексеевском жилмассиве обещали еще в августе 2007 года, но этому помешал вспыхнувший в конце 2004 года новый экономический кризис. Только в сентябре 2009 года Кабмин выделил деньги для продолжения строительства харьковского метро. Через год станцию открыли.
Один из ранних проектов станции конца 80-х
По первоначальному плану, над рельсами с обеих сторон платформы хотели сделать балконы, потому зодчие запланировали высокие своды. Однако снова пришлось экономить: балконы убрали, оставив лишь колонны посреди платформы. Изначально их хотели сделать из металла, но, подсчитав смету, выбрали мрамор.
Старинные здания Харькова: как реанимировать 100-летнее казино и “дом масонов”
Станция метро “Ботанический сад”
Станция метро “Ботанический сад”. Фото: Олег Тоцкий (livejournal – tov_tob)
Здесь первые поезда пустили в преддверие Дня города в 2004 году, а название станция получила от расположенного по соседству харьковского Ботанического сада. Первый проект предполагал постройку наземно-эстакадной станции в виде моста с V-образными профилями. На верхнем ярусе должен был проходить проспект Ленина, а на нижнем располагалась бы сама станция. С нее, судя по проекту, открывался бы панорамный вид на парковую зону Саржиного яра.
Связка городской среды с ландшафтом Саржиного яра
Архитекторы рассматривали и второй вариант. В теле песчано-земляной дамбы хотели построить подземную станцию по типу уже существующих в Харькове проектов. Обычно строительство наземной станции обходиться дешевле, однако в этом случае стоимость работ росла из-за необходимости убирать дамбу и строить пешеходный мост через яр. Кроме того, в таком виде станция получилась бы более дорогостоящей в обслуживании. Стеклянный купол над платформой не мог долго сохранять тепло, а на отопление уходило бы много электроэнергии.
Нереализованный проект эстакадной станции
Весной 1992 года чиновники отдали предпочтение проекту станции в дамбе, как более экономичному варианту. А в 1995 году проект окончательно утвердили, решив построить типовую станцию мелкого заложения. Уже при оформлении платформы архитекторы, чтобы не тратить ценный мрамор на украшения колонн, решили наложить по окружностям конструкций мозаику из мелких керамических элементов.
Что посмотреть в выходные: ТОП-5 фильмов, которые снимали в Харькове
Станция метро “Южный Вокзал”
Станция метро “Южный вокзал”. Фото: Олег Тоцкий (livejournal – tov_tob)
Первой построенной в Харькове станцией подземки является “Южный вокзал”. Ее открыли 23 августа 1975 года. Чтобы создать первый проект, в городе объявили открытый конкурс. Перед архитекторами поставили главное задание – создать максимально простой и лаконичный дизайн. Поэтому многие красивые проекты отвергли в пользу самого незамысловатого.
Один из проектов станции у ж/д вокзала
У станции только один выход. Была идея построить здесь второй вестибюль, выходящий на перекрёсток улиц Красноармейской и Славянской, однако геологические условия и инфраструктура местности не позволили ее реализовать.
ТОП-5 популярных блогеров: что постят и сколько зарабатывают харьковчанки в сети
Станция метро “Проспект Гагарина”
Изначально станцию возле железнодорожного и автовокзалов планировали облицевать рельефной цветной керамической плиткой. В плане эта станция подземки значилась под названием “Левада”, потому на плитке изобразили полевые цветы, травы и злаки, а над лестницами в торцах платформы хотели смонтировать витражи такой же тематики.
Первоначальный вид станции “Левада”
Идею одобрили, но когда часть конструкций на платформе уже покрыли, проект раскритиковал один из председателей облисполкома. Свою позицию он подкрепил доводами о том, что васильки являются “вредителями полей”. После длительных споров станцию решили оформить скромнее.
Рабочие отбивают плитку с неугодными васильками
Неоконченную облицовку станции рабочие сбили отбойными молотками, и вместо них стены покрыли однотонными мраморными плитами, поскольку разрабатывать новый проект не было времени. Станцию дали имя проспекта и открыли 23 августа в 1975 году, что послужило поводом для массовой застройки этой части города.
Комментарии