Newsroom собрал необычные сведения о подземке, выяснив, на какой станции раньше выращивали грибы на продажу и для чего замораживали грунт во время строительства.
Куда ведут закрытые переходы на станциях “Исторический музей” и “Госпром”
Изначально на этих двух станциях метростроители проектировали дополнительные выходы. По замыслу, со станции метро “Госпром” пассажиры должны были выходить на проспект Независимости примерно в том месте, где сейчас стоит пятизвездочная гостиница Kharkiv Palace. А со станции метро “Исторический музей” можно было бы попасть на улицу Пушкинскую.
В первом случае созданию выхода помешало изменение застройки улицы, а во втором – сложная геология, поэтому сейчас эти переходы никуда не ведут. Запасной переход на “Госпроме” закрыли железными дверьми, а на “Историческом музее” – информационным баннером.
Почему закрыты вестибюли на станциях “Киевская”, “Академика Павлова” и “Имени Александра Масельского”
Сейчас северный вестибюль на станции метро “Академика Павлова” и западный вестибюль станции “Имени Александра Масельского” закрыты из-за низкого пассажиропотока. А южный вестибюль на “Киевской” и вовсе строили с прицелом на будущее, однако со дня открытия его ни разу не открывали.
Если бы перекрытые сегодня выходы работали, в одном из них можно было бы увидеть изготовленный из бетона и мраморной крошки бюст Ивана Павлова – ученого, физиолога, нобелевского лауреата. А в перекрытом вестибюле в районе ХТЗ расположен красивый витраж, который ранее работал с подсветкой.
От конки до “дрифткара”: история харьковского трамвая
Пешеходный переход с видом на станцию “Университет”
Еще одним ныне закрытым для пассажиров местом является пешеходный переход на станции “Университет”. Он расположен на одном из балконов станции. Дверь, ведущую туда, можно увидеть, выходя на сторону Харьковского национального университета.
С балкона можно было осмотреть всю станцию, не переходя через турникеты, а ниши в стенах предназначались для художественных выставок. Подобный переход существует и на станции метро “Победа”, однако там его изолировали от станции.
По харьковскому проекту строили станции в других городах
В 1970-х работники “Харьковметропроекта”, которые разрабатывали ветки харьковской подземки, создали конструкцию односводчатой станции мелкого заложения. По такому проекту сначала построили “Центральный рынок”, “Турбоатом” и “Спортивную”.
Конструкция упрощала постройку станции, поэтому проект вышел очень успешным. Позднее “харьковский односвод” освоили в Киеве, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ташкенте и других городах тогдашнего СССР. В Харькове этот принцип также применили при строительстве станций “Академика Павлова”, “Киевская”, “Защитников Украины”, “Армейская” и “Тракторный завод”.
ТОП-5 популярных блогеров: что постят и сколько зарабатывают харьковчанки в сети
Заморозка грунта при строительстве станций
Возводя некоторые станции, харьковским метростроителям пришлось столкнуться с плывунами – насыщенными водой грунтами. Это осложняло строительство, поэтому работники прибегли к радикальному методу заморозки грунтов, когда место работ отгораживается метровой стеной из замороженного грунта. Такая стена не пропускает грунтовые воды к месту строительства. В плывунах бурили скважины, куда через компрессорные установки закачивали специальный раствор. К подобному методу прибегли при строительстве “Южного вокзала”, “Проспекта Гагарина”, “Пушкинской” и “Защитников Украины”.
На “Пушкинской” выращивали шампиньоны
Завершая строительство станции метро “Пушкинская”, руководство метрополитена решило оригинально использовать шахту, через которую доставляли стройматериалы и извлекали грунт. Пользуясь тем, что на глубине постоянно поддерживается оптимальная температура и влажность, шахту использовали для промышленного выращивания грибов, и какое-то время на прилавках города появлялись шампиньоны из глубин метрополитена.
Мифы о Харькове: русский язык, освобождение и тремпель
Как выглядят люди, чьи голоса мы слышим под землей
Сейчас информационные сообщения всех трех линий озвучивает сотрудник Харьковского областного радио Анатолий Подорожко. Местные радиослушатели могли слышать его голос в программе “Из прошлого родного края”, в которой рассказывают истории о прошлом Харьковщины, или в культурно-художественной программе “Из любимого”, где Подорожко зачитывает литературные произведения. В 2010 году Подорожко пригласили озвучивать информатор на Алексеевской линии, а в 2016-м после переименования станций пригласили озвучивать сообщения на всех трех линиях.
“Голос” харьковской подземки Анатолий Подорожко
До этого информационные сообщения озвучивал Юрий Вирченко – главный редактор и автор программ Харьковского областного радио. До 2016 года его голос звучал в большинстве объявлений. Кроме этого, раньше в метро можно было услышать и женский голос. Некоторые сообщения озвучивала режиссер и автор программ Харьковского областного радио Нелла Гунченко.
Комментарии