Накануне Дня города Newsroom развенчивает популярные харьковские мифы. Одни из них – красивые легенды, другие – плод советской пропаганды, но от харьковчан не стоит скрывать правду, которая никак не приуменьшит их любви к городу.
Миф первый: Харьков основан в 1654 году.
Считается, что Харьков был основан в 1654 году неким казаком Харько, откуда и произошло название города. Однако ученые называют эту легенду недостоверной, а о годе рождения спор ведется давным-давно. Официально 1654-й стал датой основания всего 17 лет назад, а до этого называли то 1655, то 1656-й. В казацкой “Летописи Самовидца” упоминается 1651 год, а согласно преданию, Харьков и вовсе появился в 1620-х.
Исследователь истории Андрей Парамонов предлагает искать истину в реальных исторических документах. Первым человеком, который опирался на документальные источники, был Харьковский архиепископ Филарет Гумилевский. Он указал, что Харьков был основан в 1650 году. К 1654-1655 годам основание города относит профессор Дмитрий Багалей. Однако выяснилось, что с оригиналами документов, особенно в московских архивах, он работал мало, а цитаты из источников ему переписывали студенты Московского университета, из-за чего позже обнаружилось большое количество разночтений.
Андрею Парамонову удалось отыскать в Российском государственном архиве древних актов в Москве несколько уникальных источников, которые сообщают о наличии на Харьковском городище (ныне Университская горка) заселенной слободки возле Белгородской криницы с 1648 года. Проживало там 105 человек из числа экономических крестьян Белгородского Николаевского собора, более половины из них были украинцами. Распространялось поселение в сторону будущей Николаевской церкви (находилась напротив нынешнего магазина “Ведмедик”), а на месте, где сейчас ТРЦ “Никольский”, располагалось первое казацкое поселение и недалеко – первое кладбище.
История же об основании города казаком по имени Харько – просто красивая легенда. Хотя казак все-таки был. Сохранились источники, согласно которым в 1654 году в поселение пришла группа украинских переселенцев во главе с казацким атаманом Иваном Кривошлыком, после чего земли от Николаевского собора города Белгорода передали в пользование новым жителям.
Миф второй: Харьков – исконно русскоговорящий город.
Сейчас большинство харьковчан разговаривают на русском языке, однако так было не всегда. Город времен Квитки-Основьяненко (XVIII – XIX ст.) был почти сплошь украиноязычным. Родной язык сохранялся воперки всевозможным ограничениям и запретам в царской России. Историк Антон Бондарев отсылает нас к первой переписи населения Российской империи, которую провели в 1897 году. “Народность” граждан определяли на основании их родного языка, и 80,62% жителей Харьковской губернии были отнесены к малороссам. В центре губернии, многонациональном Харькове, звучали и русский, и французский, и немецкий, но украинский оставался одним из распространенных до второй половины прошлого века. На это указывают и документы, и фотографии городских улиц тех времен.
Произведения на украинском языке публиковались в первых журналах в подроссийской Украине, которые начали издавать в Харькове в 1816 году, – “Харьковском демокрите” и “Украинском вестнике”. На украинском печатались произведения писателей Василия Масловича, Петра Гулака-Артемовского, Григория Квитки-Основьяненко. Второй журнал просуществовал на протяжении четырех лет.
В дальнейшем в Харькове издавались различные украиноязычные газеты, однако их часто закрывали правоохранительные органы. Лишь одна газета “Сніп ” из всех харьковских украинских изданий, увидевших свет в досоветский период, сумела продержаться целый год. Газета выходила в 1912 году полностью на украинском по инициативе известного адвоката того времени Николая Михновского.
Антон Бондарев рассказывает, что защитник приехал в Харьков из Киева в 1899 году, основал в нашем городе частную юридическую контору и впоследствии стал одним из популярнейших адвокатов Слободской Украины. Известно, что на судебных процессах Николай Михновский выступал на украинском языке. Дело в том, что даже став успешным адвокатом, он брался защищать интересы и права простых украинских крестьян, а они не понимали русский. За нарушение языкового режима в суде Михновского не раз привлекали к дисциплинарной ответственности и даже угрожали исключить из адвокатуры.
Автором первого фундаментального “Словаря украинского языка”, изданного в 1907 году, также был харьковчанин ― выдающийся украинский писатель Борис Гринченко. Литературу на украинском языке в Харькове в начале ХХ века можно было купить в магазине, который так и назывался ― “Українська книгарня”. А в фондах Государственного архива Харьковской области Антон Бондарев обнаружил украиноязычное меню харьковского ресторана “National” 1913 года.
Пятью годами позже авторитетный ученый-историк, профессор Дмитрий Багалей написал в своей книге: “Украинский национальный уклад жизни держался не только в селах, как в настоящее время, но и в городах, где его теперь очень мало. Мы наблюдаем его даже в таком центральном городе, как Харьков, население которого теперь так обрусело, что, пожалуй, большинству его и неизвестно, что когда-то Харьков был чисто украинским городом, а затем, когда обрусел, часть его украинской интеллигенции, склонной к народу, трудилась над возрождением своего народа и бережно донесла это стремление до наших времен — до этого великого украинского движения, которое не только создало, но и приводит в жизнь и национальное, и политическое возрождение всей Украины, а вместе с ней и Харькова со Слобожанщиной”.
Миф третий: самая большая площадь Европы.
Попросите харьковчан рассказать о площади Свободы, и едва ли не каждый назовет ее самой большой в Европе. Она действительно впечатляет своим масштабом, однако в европейских городах есть площади, превосходящие ее по размеру.
Крупнейшая из них находится в Берлине – это Александерплац, занимающая 24 га, что в два раза больше площади в Харькове. Размерами майдан Свободы опережают также площадь Пилсудского в Варшаве (24 га), площадь в итальянской Казерте (13 га) и площадь Кенконс в во французском Бордо (12,6 га). Значительные части этих площадей занимают зеленые насаждения.
Харьковский майдан Свободы расположился на 11,9 гектарах – это хоть и не самая, но одна из крупнейших площадей в Европе, и точно наибольшая в Украине.
Миф четвертый: Харьков освободили от нацистов 23 августа.
Одновременно с Днем города в Харькове отмечают День освобождения от немецких захватчиков. Однако утверждение, что Харьков освободили от нацистов 23 августа, не соответствует действительности. Исследователь истории Андрей Парамонов отыскал документальные источники, говорящие о том, что город обстреливали еще почти неделю. А командующий Степным фронтом Конев ввел в заблуждение Ставку Верховного Главнокомандования, что его войска освободили Харьков.
Известно, что в ночь на 23 августа 1943-го немцы вышли из центральной части города сами и закрепились на южном берегу реки Уды, где у них находились оборонительные позиции. С 23 по 28 августа советские войска атаковали противника на его рубежах обороны, но везде неудачно. Особенно большие потери были у поселка Коротыч. Только 29 августа немцы, предприняв утром отвлекающий контрудар в районе проспекта Гагарина, отступили на Мерефу и далее за реку Мжа.
Все эти дни город простреливался артиллерией, жители продолжали прятаться в подвалах, особенно в примыкающих к линии фронта районах. Треть города, три полноценных района города – Краснобаварский, Октябрьский и Червонозаводский – были оккупированы немцами. Поэтому освобождение города должно быть датировано 30-м августа – в этот же день в 1943-м в саду Шевченко состоялся митинг по случаю освобождения города.
Миф пятый: немецкий фабрикант по фамилии Тремпель.
В дореволюционном Харькове жил господин немецкого происхождения Альфред Тремпель, основавший фабрику по пошиву одежды. Чтобы выделяться среди конкурентов и привлечь покупателей, предприниматель заказал особые фирменные плечики для своей одежды. На них сделали гравировку: “Тремпель”. Со временем одежда изнашивались, а плечики еще долго служили владельцам. Так харьковчане и стали называть этот предмет тремпелем.
Кто из горожан не слышал и даже не пересказывал эту легенду. Однако до сегодняшнего дня исследователям так и не удалось отыскать письменных источников, в которых упоминался бы фабрикант Тремпель. Это имя не встречается ни в справочниках, ни в газетах того времени, тогда как от многих других харьковских купцов и промышленников осталось множество свидетельств их деятельности.
Историку Антону Бондареву удалось отыскать лишь одно упоминание о неком Тремпеле А.А., авторе брошуры “Краткое описание Троицкой экономии А.Н. Масловой Курской губернии Новооскольского уезда”, которая была напечатана в Харькове в 1887 году. Что это за человек и как он был связан с Харьковом, пока не известно.
То, что происхождение слова “тремпель” по всей вероятности немецкое, неслучайно. В позапрошлом веке в Харькове проживало много этнических немцев, они открывали заводы и предприятия, стали основой преподавательского состава Харьковского Императорского университета. Влияние немецкой общины в городе было очень сильным, пока с началом Первой мировой войны немцев не начали преследовать по национальному признаку, лишать имущества и выселять из города.
Вернувшись к тремпелю, отметим, что точка в этой истории еще не поставлена. “И это может быть даже лучше. Для слобожан, для харьковцев, это слово-марка, идентификатор для своих и чужих. Потому, что когда слышишь от человека слово тремпель, то сразу понимаешь, откуда он”, – подытожил Антон Бондарев.
Данная публикация создана в рамках спецпроекта Newsroom и Fake X.
Fake X – проект по противодействию фейкам и дезинформации. 12 сентября состоится Первая антифейковая конференция Fake X (Харьков, ул. Сумская, 35, ККЗ “Украина”), вход свободный по предварительной регистрации.
Комментарии