Недавно возрожденный храм во имя Жён Мироносиц в Харькове вызвал к истории старого, разрушенного храма небывалый интерес. Более того, вдруг некоторые любители старины стали утверждать, что он существовал с конца XVII столетия как деревянный покрытый гонтой, как предположил священник Мироносицкой церкви Николай Любарский в 1908 году в своей книжице о храме.
Как откупщик Кузин спасал харьковчан от голода и спонсировал большие стройки
Стоит обратить внимание: он лишь сделал такое предположение, неверно истолковав сообщение архиепископа Филарета о том, что в 1701 году для Куряжского монастыря была куплена книга “на общие гроши сестер Мироносиц, жителей гор. Харькова”. Но почтенный автор в 1858 году ни словом не упоминал существование в нашем городе такого храма до 1781 года.
Часть плана города Харькова с показанием Мироносицкой церкви и венерического лазарета, 1804 год
До 1771 года в Харькове не было особых городских кладбищ, а тем более кладбищенских храмов. Каждый приход имел своё кладбище, которое часто располагалось рядом с церковью. Наиболее сложной была ситуация у Успенского собора, Троицкой и Николаевской церквей, которые фактически не имели возможности расширять территории для своих приходских кладбищ. После выхода указа Синода, который позволял устраивать городские кладбища за пределами городской черты, эти три прихода объединились для открытия общего кладбища по Сумской дороге за старым валом.
Как на карте Харькова появлялась речка Нетечь
В те годы дорога на город Сумы проходила через слободу Деркачи, далее город Золочев и уже потом шла на Ахтырку и Сумы, поэтому и дорогу часто именовали Золочевской или Деркачевской. Городская застройка по Сумской дороге была весьма незначительная. За нынешней Театральной площадью, то есть за редутами форштадта шли с обеих сторон амбары, где продавали деготь, сено и дрова. А за старым валом, который окружал Харьков с севера и северо-востока, начинались уже земли частных владельцев: Куликовских, Выродовых, Шидловских, Хорватов…
Мироносицкая церковь, обмерные чертежи 1908 год
Большая часть земель за редутом с середины XVIII столетия принадлежала сотникам Харьковского слободского казачьего полка Никите и Алексею Никитовичам Выродовым, а в конце XVIII столетия их племяннику капитану Ивану Андреевичу Выродову. Он же в 1790-е построил по Сумской дороге каменный корпус с лавками, который стал самым приличным здесь зданием.
Когда прихожане трех приходов города решили устроить городское кладбище, Иван Выродов пожертвовал часть земель для этих целей, поэтому в народе его долгое время называли “выродовским”. Официально Выродов уступил свои земли городу только в 1795 году.
История создания Благовещенского базара
В 1781 году прихожане Харьковского Успенского собора решили возвести на городском кладбище особый кладбищенский храм во имя жен Мироносиц. Стараниями церковного старосты Успенского собора Фёдора Грекова удалось собрать необходимую сумму. Построенную по проекту архитектора Петра Антоновича Ярославского Мироносицкую церковь 9 июня 1783 года освятил епископ Белгородский Аггей.
Один из вариантов иконы Жен Мироносиц
Сама церковь получила название от устроенного в первые годы существования Харькова общества благочестивых жен Мироносиц. Память об этом братстве сохранилась в иконе жен Мироносиц и от неё распространилась по всей территории Слободской Украины. Вот как описывает икону профессор Егор Кузьмич Редин: “Икона писана на дереве, предварительно на последнее положен холст, а поверх белый грунт. Живопись академического характера, красивые фигуры, пейзаж, светлый колорит. В выражении лиц, в позах изысканность, слащавость. Фон иконы коричневый, почва с цветами. У пещеры Ангел в желтой гиматии на коленях. Две жены в одеждах зеленого и желтого цветов делают жесты изумления. На заднем фоне видна голова третьей жены (размер 1½ аршина × 11 вершков)”.
Харьковская старина: светский лев Николай Алфераки
Городское Мироносицкое кладбище быстро заполнилось и было закрыто в 1803 году. Единственный участок, который оставался для захоронений, был отведенный под немецкое кладбище, где хоронили всех иностранцев. Мироносицкую кладбищенскую церковь в связи с ростом населения и грядущим закрытием кладбища ещё 5 февраля 1802 года перевели из кладбищенской в приходскую. В то время она была весьма бедной даже утварью, а её ограда была сделана из плетня.
Ближайшим соседом Мироносицкому кладбищу была усадьба Куликовских, которая во второй половине XVIII столетия вместе с садом и левадой была продана генерал-майору Ивану Самойловичу Хорвату. Его наследники не собирались проживать в этой усадьбе, хотя тут был добротный деревянный дом на каменном фундаменте, выходящий фасадом на Сумскую дорогу. Дмитрий Иванович Хорват сдавал усадьбу в аренду городу, и в усадебном доме был открыт венерический лазарет, а в служебных постройках были кухня, дом надзирателя и амбар. Лазарет будет закрыт после 1822 года, его переведут на Сабурову Дачу.
Бывший усадебный дом Куликовских, ставший венерическим лазаретом (публикуется впервые)
Долгое время Мироносицкий приход был весьма незначительным, поскольку на брошенном кладбище проживали бродяги и непотребные женщины. Среди горожан ходили всевозможные истории об обитающей там нечистой силе. Люди просто боялись проходить поблизости, особенно с наступлением сумерек. И только старания самых ревностных прихожан из купечества и чиновников позволило поддерживать Мироносицкий храм в приличном виде. Харьковский генерал-губернатор Сергей Александрович Кокошкин в 1847 вступивший в свою должность, одним из первых своих распоряжений, повелел привести кладбище в благообразный для города вид. И уже с 1850 года на площади перед Мироносицкой церковью устраивались зимние народные гуляния, катки и снежные горки.
“Стрелка” в старину: остров с жилыми кварталами и брод
Мироносицкая церковь неоднократно перестраивалась и меняла название, но в народе ее имя оставалось прежним. С 1809 по 1819 годы по проекту архитектора Евгения Васильева к церкви были пристроены два каменных придела с престолами Николая Чудотворца и Тихвинской Божией Матери. Последний стал главным престолом и в это время церковь получила название Тихвинской. Попечителями постройки были купец Иван Тараканов и городовой секретарь Дмитрий Сердюков. Ими же была возведена каменная ограда церкви, которая с небольшими изменениями в 1848 и 1864 годах, прослужила до самого закрытия этого храма.
В 1839 году церковь вновь подверглась перестройке. Известная своей благотворительностью на харьковские храмы, Прасковья Тамбовцева пожертвовала на устройство еще двух приделов 5000 рублей серебром. По её желанию в правом приделе был устроен престол во имя Корсунской Божией Матери. Кроме неё на перестройку церкви пожертвовали купец Иван Киктевич, надворный советник Крамаренков, помещица Анна Безпальчева. Главный престол в 1841 году был освящен во имя Креста Господня, соответственно, и церковь называлась Крестовоздвиженской.
Часть плана города Харькова с показанием Мироносицкой площади, 1880-е
А в 1847 году купец Сергей Костюрин вложил 500 рублей серебром для устройства придела преподобного Сергия Радонежского. Он же был одним из главных благотворителей храма, а по соседству, на месте бывшего венерического лазарета за средства Костюрина было выстроено Харьковское уездное училище. За заслуги перед Мироносицкой церковью, в которую Сергей Кондратьевич пожертвовал деньги не только на два придельных храма, но также на иконостас, иконы, ризы, сосуды и одеяния, Костюрин был награжден золотой медалью на Анненской ленте и орденом “Святой Анны” III степени. А когда 12 августа 1866 года Сергей Кондратьевич умер, его похоронили у восточной стены Мироносицкой церкви, где располагался устроенный им придел во имя Сергия Радонежского. Над могилой брат и супруга поставили памятник в виде коленопреклоненного плачущего ангела.
Как в Харькове появился телеграф
Последняя капитальная перестройка состоялась в 1890 году, тогда были убраны два придела, подняты арки и своды внутри храма, изменены размеры и расположение окон, устроено калориферное отопление. Работы производились по проекту архитектора Михаила Ловцова и предполагали полное изменение облика классической архитектуры церкви, но средств для таких масштабных перестроек не было.
Вид на Мироносицкую церковь со стороны улицы Сумской, фото начала XX столетия
В 1908 году епархиальный архитектор Владимир Покровский, изучив состояние Мироносицкой церкви, писал в пояснительной записке, что после перестроек 1890 года она в своих наружных фасадах отличается полным отсутствием какого-либо стиля или характера, поражая своей недоделанностью.
После выполнения обмерных чертежей в 1908 году Покровскому было поручено выстроить новую колокольню, так как старая уже давно была не пригодна для размещения колоколов, потому они висели на двух столбах под навесом рядом с церковью. В 1911 году колокольня была построена и была в округе самым высоким сооружением. Она весьма органично вписалась в панораму Харькова, с неё открывались чудесные виды на центральную часть города, чем и не преминул воспользоваться Борис Кузьмич Руднев, оставив для нас и изображения самой колокольни и видов с неё.
Сквер Победы и “Зеркальная струя”, справа здание бывшего уездного училища
Значительную сумму в строительство новой колокольни вложил потомственный почетный гражданин Дмитрий Офицеров, а его супруга Мария способствовала открытию при Мироносицкой церкви приходской школы для девочек.
Храм уничтожили большевики 11 марта 1930 года: в 4:00 утра он был взорван. На его месте планировали построить грандиозный оперный театр, однако столицу Советской Украины перенесли в Киев, строительство отложили, а потом и вовсе открыли троллейбусное депо. В послевоенное время здесь открыли сквер Победы и фонтан “Зеркальная струя”.
Комментарии