В конце февраля исполняется 110 лет с того момента, как инженер Артур Константинович Лелье построил первый в Харькове аэроплан под именем “Ласточка”, или по-французски – “Hirondelle”.
Фотография Покровского собора в Харькове вошла в ТОП-10 лучших снимков 2020 года
По какой-то причине в годы советской власти про Лелье не принято было говорить и писать, а если его имя и аэроплан и упоминались, то обязательно с негативными комментариями. Между тем Лелье не только создал свой аэроплан, но и проводил на нем практические опыты полетов на военной площадке вблизи Сабуровой Дачи, где располагался его ангар. Сам Артур Лелье проживал в Харькове на арендованной квартире по Воскресенской площади, 6.
“Ласточка” на авиавыставке в Харькове, 1911 год
Артур Лелье приступил к постройке своего аэроплана в октябре 1910 года, а 16 октября 1910 года он сделал первое сообщение о нём на заседании Технического общества в Харькове. Авиаконструктор сообщил, что только мотор можно считать его личным изобретением, сам же аэроплан разработан в сотрудничестве с Ж. Пофе и Ж. Пино – старшими мастерами фирм “Гном” и “Фарман”. “Ласточка” представляла собой три-план-моноплан, а главная особенность аппарата состояла в размещении авиатора, что давало поперечную устойчивость аэроплана с возможностью делать очень крутые виражи, принимать большие наклоны, не опасаясь упасть или перевернуться. На этом заседании Артур Лелье показал и свои первые, разработанные детали и узлы будущей “Ласточки”.
В парке Горького открыли площадку с динозаврами
Работы по сборке “Ласточки” были окончены 15 февраля 1911 года. К тому времени еще не был готов ротационный двигатель собственного изобретения и вместо него был временно поставлен мотор “Анзани”, а вместе с ним – пропеллер типа “Ренар”. Пропеллер из деревянной рамы, обтянутой лакированным полотном, оказался хрупким и просто рассыпался даже при 1/3 плановых оборотов. Авиаконструктор вскоре заменил его на деревянный.
Члены распорядительного комитета авиационной выставки в Харькове, крайний слева Артур Лелье, 1911 год
Первые опыты с “Ласточкой” показали, что необходимо изменить рули глубины и направления. Был увеличен и наклон крыльев, но в целом стало понятно, что он может легко подниматься, но недостаточное обучение пилотов, останавливало Лелье. Тем более, что управление “Ласточкой” отличалось от других аэропланов. К достоинствам аэроплана Лелье следовало отнести тот факт, что он получился весьма легким, один квадратный метр его весил 9 кг, что на 6 кг легче “Блерио”.
Испытания аэроплана Артура Лелье начались в апреле 1911 года, а первым известным авиатором, который должен был опробовать “Ласточку”, стал Сергей Исаевич Уточкин, который в мае 1911 года устраивал несколько публичных полетов на аэроплане “Фарман”. Первый полет был назначен на 13 мая в 6:00 утра, но Уточкину нездоровилось, а вечером испортилась погода и полеты отложили.
Как в Харькове появился телеграф
11 мая 1911 года Артур Лелье на заседании воздухоплавательного отдела технического общества сделал сообщение о своей “Ласточке” с показом диапозитивов, демонстрировал он и отдельные части своего аппарата (тяжи, винты, станки, пропеллеры, мотор…). Выступление Артур Лелье закончил, озвучив свою мечту – устроить в Харькове авиационную школу. Авиаконструктор надеялся, что городская управа поддержит этот проект и передаст для школы заброшенное военное поле у Сабуровой Дачи, а харьковцы поддержат проект финансово.
17 июня 1911 года в 10 часов утра авиатор и инженер В. Майоров произвел новые опыты с аэропланом “Ласточка”. В этот день запустили и регулировали мотор, а также устроили пробные полеты. На испытаниях присутствовали и члены Технического общества и харьковский пилот выпускник Севастопольской авиашколы И. Карабаев. Испытания “Ласточки”, к сожалению, вынуждено приостановили уже на следующий день в виду отъезда Майорова.
Реклама Харьковской авиашколы
Впервые харьковской публике аэроплан “Ласточка” конструкции Артура Лелье был представлен на Харьковской авиационной выставке, которая проходила с 23 августа по 14 сентября 1911 года в торжественном зале Совета Съезда горнопромышленников России по улице Сумской №18. Организатором выставки выступил Воздухоплавательный отдел Харьковского отделения Императорского русского технического общества, а среди членов распорядительного комитета мы видим и Артура Лелье.
“Стрелка” в старину: остров с жилыми кварталами и брод
На выставке кроме биплана “Ласточка” был представлен аэроплан Игоря Сикорского. Свои модели аэропланов предоставили И. Можаров и Лагунов, инженер Богданович, помощник присяжного поверенного Семен Моисеевич Голобородько, а Степан Гризодубов – детали и приборы своего биплана.
Испытания “Ласточки” продолжились в октябре 1911 года, на этот раз пилотом стал харьковский авиатор Василий Авксентьевич Пшановский. Он родился в 1882 году, а диплом пилота получил в марте 1911 года, окончив курс обучения во Франции на аэроплане “Блерио”. Ежедневно Пшановский делал пробные полеты на “Ласточке”, но 15 октября вечером случилась авиакатастрофа.
Пилот В. Майоров во время испытаний аэроплана “Ласточка”. Фото Г. Окулич-Козарина, 1912 год
“Ласточка” поднялась на два-три аршина (1 аршин – 0,711 метра) на скаковом ипподроме “… и в этот момент руль направления перестал слушаться авиатора, он выключил мотор, но благодаря короткому замыканию мотор продолжал работать и аэроплан, пролетев саженей 50 (1 сажень – 1,78 метра), врезался левым крылом в судейскую будку. Аппарат и пропеллер, за исключением мотора, совершенно разбиты. Пшановский остался совершенно невредимым”.
Так закончилась история “Ласточки”, которая должна была стать первым аэропланом Харьковской авиашколы. Но, погибшая в авиакатастрофе, она не должна быть забыта в истории авиации и истории Харькова.
Комментарии