Харьковская старина: первые полеты “Ласточки” и мечты об авиашколе

В конце февраля исполняется 110 лет с того момента, как инженер Артур Константинович Лелье построил первый в Харькове аэроплан под именем “Ласточка”, или по-французски –  “Hirondelle”.

Фотография Покровского собора в Харькове вошла в ТОП-10 лучших снимков 2020 года
 
По какой-то причине в годы советской власти про Лелье не принято было говорить и писать, а если его имя и аэроплан и упоминались, то обязательно с негативными комментариями. Между тем Лелье не только создал свой аэроплан, но и проводил на нем практические опыты полетов на военной площадке вблизи Сабуровой Дачи, где располагался его ангар. Сам Артур Лелье проживал в Харькове на арендованной квартире по Воскресенской площади, 6.

001_0.jpg
“Ласточка” на авиавыставке в Харькове, 1911 год

Артур Лелье приступил к постройке своего аэроплана в октябре 1910 года, а 16 октября 1910 года он сделал первое сообщение о нём на заседании Технического общества в Харькове. Авиаконструктор сообщил, что только мотор можно считать его личным изобретением, сам же аэроплан разработан в сотрудничестве с Ж. Пофе и Ж. Пино – старшими мастерами фирм “Гном” и “Фарман”. “Ласточка” представляла собой три-план-моноплан, а главная особенность аппарата состояла в размещении авиатора, что давало поперечную устойчивость аэроплана с возможностью делать очень крутые виражи, принимать большие наклоны, не опасаясь упасть или перевернуться. На этом заседании Артур Лелье показал и свои первые, разработанные детали и узлы будущей “Ласточки”.

В парке Горького открыли площадку с динозаврами

Работы по сборке “Ласточки” были окончены 15 февраля 1911 года. К тому времени еще не был готов ротационный двигатель собственного изобретения и вместо него был временно поставлен мотор “Анзани”, а вместе с ним – пропеллер типа “Ренар”. Пропеллер из деревянной рамы, обтянутой лакированным полотном, оказался хрупким и просто рассыпался даже при 1/3 плановых оборотов. Авиаконструктор вскоре заменил его на деревянный. 

002_1.jpg
Члены распорядительного комитета авиационной выставки в Харькове, крайний слева Артур Лелье, 1911 год

Первые опыты с “Ласточкой” показали, что необходимо изменить рули глубины и направления. Был увеличен и наклон крыльев, но в целом стало понятно, что он может легко подниматься, но недостаточное обучение пилотов, останавливало Лелье. Тем более, что управление “Ласточкой” отличалось от других аэропланов. К достоинствам аэроплана Лелье следовало отнести тот факт, что он получился весьма легким, один квадратный метр его весил 9 кг, что на 6 кг легче “Блерио”.
  
Испытания аэроплана Артура Лелье начались в апреле 1911 года, а первым известным авиатором, который должен был опробовать “Ласточку”, стал Сергей Исаевич Уточкин, который в мае 1911 года устраивал несколько публичных полетов на аэроплане “Фарман”. Первый полет был назначен на 13 мая в 6:00 утра, но Уточкину нездоровилось, а вечером испортилась погода и полеты отложили. 

Как в Харькове появился телеграф

11 мая 1911 года Артур Лелье на заседании воздухоплавательного отдела технического общества сделал сообщение о своей “Ласточке” с показом диапозитивов, демонстрировал он и отдельные части своего аппарата (тяжи, винты, станки, пропеллеры, мотор…). Выступление Артур Лелье закончил, озвучив свою мечту – устроить в Харькове авиационную школу. Авиаконструктор надеялся, что городская управа поддержит этот проект и передаст для школы заброшенное военное поле у Сабуровой Дачи, а харьковцы поддержат проект финансово. 

17 июня 1911 года в 10 часов утра авиатор и инженер В. Майоров произвел новые опыты с аэропланом “Ласточка”. В этот день запустили и регулировали мотор, а также устроили пробные полеты. На испытаниях присутствовали и члены Технического общества и харьковский пилот выпускник Севастопольской авиашколы И. Карабаев. Испытания “Ласточки”, к сожалению, вынуждено приостановили уже на следующий день в виду отъезда Майорова.

004_1.jpg 
Реклама Харьковской авиашколы

Впервые харьковской публике аэроплан “Ласточка” конструкции Артура Лелье был представлен на Харьковской авиационной выставке, которая проходила с 23 августа по 14 сентября 1911 года в торжественном зале Совета Съезда горнопромышленников России по улице Сумской №18. Организатором выставки выступил Воздухоплавательный отдел Харьковского отделения Императорского русского технического общества, а среди членов распорядительного комитета мы видим и Артура Лелье.

“Стрелка” в старину: остров с жилыми кварталами и брод

На выставке кроме биплана “Ласточка” был представлен аэроплан Игоря Сикорского. Свои модели аэропланов предоставили И. Можаров и Лагунов, инженер Богданович, помощник присяжного поверенного Семен Моисеевич Голобородько, а Степан Гризодубов – детали и приборы своего биплана.

Испытания “Ласточки” продолжились в октябре 1911 года, на этот раз пилотом стал харьковский авиатор Василий Авксентьевич Пшановский. Он родился в 1882 году, а диплом пилота получил в марте 1911 года, окончив курс обучения во Франции на аэроплане “Блерио”. Ежедневно Пшановский делал пробные полеты на “Ласточке”, но 15 октября вечером случилась авиакатастрофа. 

003_1.jpg
Пилот В. Майоров во время испытаний аэроплана “Ласточка”. Фото Г. Окулич-Козарина, 1912 год 

“Ласточка” поднялась на два-три аршина (1 аршин – 0,711 метра) на скаковом ипподроме “… и в этот момент руль направления перестал слушаться авиатора, он выключил мотор, но благодаря короткому замыканию мотор продолжал работать и аэроплан, пролетев саженей 50 (1 сажень – 1,78 метра), врезался левым крылом в судейскую будку. Аппарат и пропеллер, за исключением мотора, совершенно разбиты. Пшановский остался совершенно невредимым”.

Так закончилась история “Ласточки”, которая должна была стать первым аэропланом Харьковской авиашколы. Но, погибшая в авиакатастрофе, она не должна быть забыта в истории авиации и истории Харькова. 

Комментарии