Харьковская старина. История создания Благовещенского базара

NewsRoom начинает серию публикаций о жизни Харькова от основания до прошлого столетия. Харьковский исследователь истории Андрей Парамонов расскажет, как менялся облик города, какие здания все еще хранят память предков и помнят визиты императоров. В первой публикации — история появления Благовещенского рынка.

Сколько лет Харькову и когда у города день рождения

До 1832 года в Залопанской части не существовало официального базара для розничной торговли. Как правило кухарки в домах чиновников, дворян, купцов и просто обыватели покупали нужные в обиходе товары на Лопанском базаре под Университетской горкой. А вот самый большой розничный базар располагался на Михайловской площади за рекой Лопанью. Осмотрев в сентябре 1832 года город, император Николай I обратил внимание губернатора и городской думы, что в Харькове нет бульвара и повелел на Михайловской площади устроить плац-парадное место с барьерами и тротуарами, обсадить его вокруг деревьями, засеять травой.

В том же году устройство плац-парадной площади взял на себя купец Пётр Дмитриевич Щелков, а розничную торговлю было решено перевести на Благовещенскую площадь, которая до того времени пустовала. Построенные городом деревянные лавки были неудобны торговцам. Даже подвозить товары в них было проблемой из-за большой скученности строений и значительного количества людей. Через год, когда торговля началась, стало ясно, что имеющаяся площадь просто тесная. И в 1834 году городская дума для расширения торгового места приобрела Дунинскую леваду у наследников надворной советницы Настасьи Дуниной.

001.jpgЧасть плана 3-й части города Харькова с Благовещенской церковью, давшей название площади и базару, 1839 год 

Выходящая к реке Лопани Дунинская левада была заболоченным местом, но в летнюю жаркую погоду она пересыхала. Часть левады тут же стали засыпать строительным мусором, камнем, песком и просто навозом. К 1859 году в некоторых местах высоту Дунинской левады подняли почти на шесть метров. В 1835 году был составлен план обустройства на Дунинской леваде Благовещенского рынка, где планировали разместить за средства города обжорный ряд и толкучий рынок. Местное же купечество должно было принять участие в постройке 70 каменных лавок, двух флигелей для харчевен и трактира.

Первые каменные лавки (43 номера) в конце 1830-х выстроила жена коммерции советника Екатерина Ипатьевна Кузина. Уже в 1840 году они приняли первых арендаторов-торговцев, которые переехали с деревянных лавок Благовещенской площади. И жизнь на новом базаре закипела! Но на этом Кузина не остановилась.

002.jpg

Суздальские ряды, где ранее располагались лавки коммерции советницы Кузиной, открытка начала XX ст.

В 1846 году Харьковскому генерал-губернатору князю Николаю Андреевичу Долгорукову был подан проект о переводе оптовой торговли из центральной части города в 3-ю полицейскую часть города. Харьковская духовная консистория выступила против такого перевода, мотивируя это тем, что вместе с торговцами за реку Лопань перейдут извозчики, приказчики, покупатели, а значит уменьшится кружечный сбор в храмах центральной части города. Кроме того, Архиерейский дом имел 22 лавки по Университетской улице, а это 1500–2400 рублей серебром годового дохода. Лавки Успенского собора приносили 3000 рублей серебром в год. Ситуация не устраивала и Харьковских купцов, особенно Карповых и Рудаковых, у которых были свои гостиные ряды в центре.

В Харькове по телефону слушали оперу и в шутку вызывали врачей

К тому времени уже вдова, Кузина построила целый квартал Суздальских рядов у Благовещенской церкви. Для этих целей она скупила здания у частных владельцев и без всякого сожаления перестраивала их или сносила. К числу таких утрат относится и красивейший дворец вице-губернатора Григория Романовича Шидловского.

003.jpg

Благовещенская площадь, Суздальские ряды и Благовещенский базар на плане Харькова 1896 года

В 1848 году генерал-губернатор Сергей Александрович Кокошкин принял решение о переводе оптовой торговли за реку Лопань. В результате в Суздальских рядах купчихи Кузиной стали торговать мануфактурой, суконными, шерстяными, бумажными товарами из Московской, Ярославской и Владимирской губерний. Купцы и мещане, торговавшие до этого мелочным товаром в Суздальских рядах, получили от городской думы разрешение на строительство на Благовещенском рынке деревянных собственных лавок. При этом на четыре года их освобождали от уплаты 1% городского сбора.

Уже в начале 1850 года на новом месте были построены лавки купцов: Семёна и Матвея Кирилловых, Николая Туренко, Автомона Щербакова, Ивана Нехая. Здесь же расположились и лавки мещан: Ивана Бражникова, Пётра Лукина, Абрама Палехина, Никиты Чередникова. Всего новые лавки построили 42 торговца, многие имели даже по два номера.

004.jpg

Вид на Благовещенский базар и мост через реку Лопань, открытка начала XX ст.

Толкучий рынок иначе “толкучка” был переведен на Благовещенскую площадь в 1837 году и его разместили вдоль реки Лопани. Суть этого рынка состояла в том, что здесь нельзя было ставить лавки, рундуки и даже сундуки, товар должен был продаваться с рук. Здесь продавались самые мелкие, но необходимые в домашнем хозяйстве предметы, как подержанные, так и новые.

Неподалеку располагались на квартирах “кравцы” и “швецы”, которые могли быстро перешить поношенную одежду, придав наряду щеголеватый вид. Здесь же рядом была и цирюльня, где всякого купившего “новый” костюм могли привести в благообразный вид.

Тайный склеп в Успенском соборе, или Загадка рода Квиток

В 1887 году Городская дума приняла решение о переводе “толкучки” на место старых железных рядов, что конечно обществу мелких торговцев не понравилось. Они избрали из своей среды уполномоченных представителей: мещанина Петра Демьяновича Софиенко, Алексея Ивановича Наказненко и Юлиуса Ивановича Помоля. Любопытно, что все подписавшие прошение торговцы были грамотные, подписи оставляли собственноручно. В 1891 году базарная комиссия приняла решение о переводе “толкучки”.

005.jpg

Благовещенский собор и Благовещенская площадь, открытка начала XX ст.

В 1880-1890 годы от Благовещенского базара по улицам Чеботарской и Малой Панасовской до пригородной слободы Ивановка ходили своего рода дилижансы для простого люда. Это были громадные линейки (подводы), запряженные тощими лошадками, перевозившие до 20 хозяек на базар и обратно. Стоимость поездки составляла 5 копеек медью в один конец, по сути стоимость конки. В праздничные дни они работали с раннего утра и до позднего вечера.

Как харьковчане первый пожарный автомобиль покупали

В зимнее время подобные извозчики выезжали с большими кузовами на полозьях (сани-омнибусы) и перевозили не меньшее количество людей на Панасовку, в предместье Урал и более отдаленные окраины, например городские бойни. Всего зимой на улицах  Харькова работало не менее 40 извозчиков.

007.jpgБлаговещенский базар, открытка 1918 года

Украшением Благовещенского базара и раньше, и сейчас является каменный крытый, который заложили 10 июня 1912 года. Официально его открыли к посещению в 1915 году, хотя его работа началась с открытием Покровской ярмарки 1914 года. Крытый рынок был построен по проекту архитектора Сергея Загоскина и сегодня является символом дореволюционного торгового Харькова.

Комментарии