Newsroom проанализировал жизнь в разных исторических районах города и выяснил, какой из них наиболее комфортный. Мы сравнивали удобство транспортной развязки, инфраструктуру и безопасность.
Несколько лет назад аналитики портала OLX уже пытались ответить на вопрос о лучших районах Харькова. Тогда в опросах, посвященных различным аспектам жизни города принимали участие более 30 тысяч человек. Так, самым безопасным районом назвали Киевский, а самыми дружелюбными – Шевченковский и Индустриальный. По качеству жизни в первую тройку вошли Шевченковский, Киевский и Московский районы. Мы проанализировали жизнь в городе, учитывая изменения последних лет.
Центр города
Сюда мы включили район от реки Харьков и начало Московского проспекта до станции метро “Научная”, парка Горького и улицы Веснина. Именно здесь находятся здания органов власти (городского совета и ХОГА), здесь сосредоточены памятники архитектуры, музеи, фешенебельные рестораны – и самые скандальные застройки.
Фото: flatfy.ua
Инфраструктура: 9 из 10
Как и в любом достаточно крупном городе, в центре Харькова можно найти все. До недавних времен местные жители жаловались на нехватку крупного торгового центра, но после открытия ТРЦ “Nikolsky” эта проблема была решена (появились другие, но об этом ниже).
Здесь сосредоточены наиболее известные зоны отдыха (парк Горького, сад Шевченко, сквер “Стрелка”), ведущие вузы города, а также многочисленные развлекательные заведения. К критически важной инфраструктуре относится медицинский комплекс возле метро “Университет”.
Фото: lowcosttravel.club
Транспортная развязка: 6 из 10
С одной стороны, в центре города есть семь станций метро и три оживленных магистрали: Пушкинская, Сумская и Клочковская. Здесь же есть узлы, куда стекается общественный транспорт из разных районов города.
И именно в этом заключается одна из проблем центра. Район перегружен транспортом. Крайние полосы на центральных улицах практически всегда заняты припаркованными автомобилями, а в дни непогоды или ремонта улиц здесь образуются пробки. Также, после того, как открыли “Nikolsky” стали появляться заторы в начале Пушкинской, ведь далеко не все харьковчане и гости города знают о подземном паркинге.
Фото: 2day.kh.ua
Безопасность: 8 из 10
В центре города находятся областные управления полиции и СБУ, здесь чаще всего можно встретить пешие патрули и бойцов частных охранных фирм. Однако нередко происходят и громкие конфликты – от потасовок подростков в сквере на площади Поэзии до резонансных перестрелок в ресторанах.
К тому же именно на улице Сумской произошла одна из самых страшных аварий в истории Харькова, жертвами которой стали шесть человек.
Общая оценка: 23 из 30.
Проблемы
Помимо уже указанных транспортных проблем, в центре Харькова есть еще одна сложность. Здесь желает жить очень много людей. В результате, как грибы возникают новострои, которые не только уродуют исторический облик города, но и создают дополнительную нагрузку на коммуникации. Из-за этого происходят масштабные аварии и сотни харьковчан рискуют остаться без отопления или воды.
Памятное ЧП на Шатиловской, из-за которого без тепла и горячей воды осталось 330 домов. Фото: горсовет
Павлово Поле
Район между станцией метро “Ботанический сад” и Алексеевским мостом. До 1950-х здесь были огороды и частный сектор, однако затем вырос высотный жилой массив.
Фото: YouTube Air Production
Инфраструктура: 8 из 10
Район стал активно развиваться после запуска второй очереди Алексеевской линии метрополитена. За считанные годы здесь выросла сеть супермаркетов, бытовых и развлекательных заведений.
С медицинской точки зрения район обеспечен поликлиникой №26, детской №4 и неотложкой, а родителей наверняка заинтересует Академическая гимназия №45, которая считается одним из лучших учебных заведений Харькова. Также здесь расположена гимназия №47, которая входит в ТОП-5 по уровню сдачи внешнего независимого оценивания в Харькове. Отдохнуть же можно в Саржином Яру или Лесопарке.
Саржин Яр. Фото: горсовет
Транспортная развязка: 7 из 10
Жители Павловом Поле сталкиваются с теми же транспортными проблемами, что и обитатели центра, пусть и в меньшей степени. Одна из основных магистралей – проспект Науки – частично запаркована. Немалая часть трафика идет через Клочковскую, но любая поломка светофора или авария приводит к образованию на ней крупных заторов.
Впрочем, к услугам местных жителей есть две станции метро, позволяющие добраться до нужной точки города.
Безопасность: 9 из 10
В отличие от центра города, здесь почти нет шумных зон отдыха. Местные жители жалуются разве что на ночной клуб “Галактика” и ночные гонки по проспекту Науки. В 2016 году правоохранители называли Шевченковский район одним из самых безопасных с точки зрения количества уголовных преступлений.
Общая оценка: 24 из 30.
Фото: Newsroom
Проблемы
Как и в центре города, одним из главных минусов Павлового Поля является изношенная коммунальная инфраструктура.
Нынешней зимой из-за аварийного состояния котельной на улице Шекспира в своих квартирах мерзли сотни харьковчан. Сейчас чиновники бодро рапортуют о полной реконструкции объекта, но правдивость этих заявлений можно будет проверить лишь зимой.
Алексеевка
Жилой массив, расположенный между одноименной речкой и Лозовеньковским проспектом. Сперва был небольшой слободкой, затем селом рядом с Харьковом, а с 1970-х – микрорайоном с высотной застройкой.
Фото: streets-kharkiv.info
Инфраструктура: 8 из 10
Алексеевка может похвастаться одним из двух гипермаркетов Metro в Харькове, а также развитой сетью супермаркетов и небольшим рынком. Сейчас идет реконструкция двух крупных торговых центров – “Магеллан” и “Эпицентр”. Здесь же расположены популярные зоны отдыха на воде – Алексеевский лугопарк и Лозовеньковское водохранилище.
Из критически важной инфраструктуры в жилмассиве находятся детская и взрослая поликлиники, а также областная детская больница №1.
Алексеевский лугопарк. Фото: Артем Гребенюк
Транспортная развязка: 8 из 10
Из этого микрорайона легко можно выбраться на Окружную, а в различные части города можно добраться через Клочковскую или Деревянко. Впрочем, движение через Клочковскую грозит проблемами, о которых мы уже писали. Кроме того, к услугам жителей массива есть две станции метро и общественный транспорт в сторону центра города, аэропорта и Салтовки.
Безопасность: 8 из 10
Алексеевка считается относительно безопасным микрорайоном, хотя это впечатление подпортили события в феврале 2017 года. Тогда после конфликта между Нацкорпусом и ветеранской организацией произошла перестрелка, после которой участники пытались забаррикадироваться в детском саду. В итоге, за случившееся так никто и не понес ответственности.
Общая оценка: 24 из 30
К
Конфликт на Алексеевке. Фото: Newsroom
Проблемы
Как и во многих других районах города, жители Алексеевки страдают от устаревшей системы ЖКХ. Нередки случаи, когда без горячей или холодной войны остаются десятки жилых домов, и даже сейчас в жилмассиве идут многочисленные ремонтные работы.
Кроме того, население жилмассива растет намного быстрее, чем сопутствующая инфраструктура. Из-за этого местные жители жалуются на нехватку детских садов. Один из них чиновники обещают открыть уже в этом году, однако этого может не хватить, чтобы покрыть потребность.
Сортировка, Ивановка и Лысая Гора
Мы решили объединить три микрорайона, которые схожи по своей структуре. Первый из них включает улицы за рекой Лопань, западнее Алексеевского лугопарка. Ивановкой называют промзону и частный сектор чуть южнее, между Сортировкой и бассейном “Локомотив”. Наконец, Лысая Гора расположена еще западнее, от железной дороги и тянется до лесного массива.
Вид на Сортировку. Фото: wikimapia.org
Инфраструктура: 3 из 10
Эти районы считаются окраиной Харькова и инфраструктура соответствует этому определению. Здесь нет крупных супермаркетов – их заменяют небольшие рынки, магазины и киоски. Ближайшие из крупных торговых точек расположены на улице Клочковской или в районе Южного вокзала.
С учебными заведениями здесь проблем нет, причем на Сортировке можно встретить необычный для Харькова формат – младшая школа работает отдельно от средних и старших классов. А вот медицина представлена всего парой амбулаторий, которые давно требуют ремонта.
Состояние амбулатории №5 на Большой Панасовской. Фото: Google
Транспортная развязка: 6 из 10
Здесь нет станций метро или обширной сети общественного транспорта. Поэтому чтобы добраться до нужной точки, у местных жителей есть два варианта – личный автотранспорт или маршрутки. В частности, по Сортировке и Ивановке ходят маршрутки №250 (до Южного вокзала), №40 (до Центрального рынка) и №97 (до “Госпрома”), а с Лысой Горы можно уехать троллейбусом №27 (в сторону Новой Баварии) или автобусами, которые идут в сторону Центрального рынка, площади Свободы или Холодной горы.
Безопасность: 5 из 10
Районы с крупными промзонами никогда не были эталоном безопасности и Ивановка с Лысой Горой вполне подтверждают это правило. За последнее время здесь было несколько резонансных преступлений, среди которых убийство 26-летней девушки и жестокое изнасилование возле спорткомплекса “Локомотив”. Даже правоохранители не чувствуют себя здесь в безопасности – в 2017 году двумя мужчинами был избит местный участковый.
Общая оценка: 14 из 30
Улица Большая Панасовская. Фото: streets-kharkiv.info
Проблемы
Удаленность этих районов от центра города и крупных жилмассивов накладывает свою специфику. С Сортировки или Военного городка практически невозможно уехать после 22:00 и даже таксисты не всегда приезжают на отдаленные улицы. Маловато здесь и мест для досуга, за исключением берега Лопани напротив Алексеевского лугопарка. Все это вкупе с криминальными инцидентами приводит к славе неблагополучных районов.
Холодная гора
Исторический район вокруг одноименной станции метро, включает в себя как частный сектор, так и высотную застройку.
Фото: YouTube Виталий Мельник
Инфраструктура: 7 из 10
На Холодной горе есть рынок “Сказка”, супермаркеты “Класс” и “Рост”, поблизости расположен самый крупный в Харькове авторынок – “Лоск”. Отдохнуть здесь можно в сквере имени Мещанинова или парке “Юность”. Впрочем, обе зоны нуждаются в обновлении и в парке уже начали реконструкцию.
Медицинская сфера представлена областной детской клинической больницей, поликлиникой №24 и городской стоматологической клиникой №8, есть частные медцентры. Учебных заведений здесь также немало, однако отзывы о них преимущественно негативные (к примеру, администрация гимназии №152 запретила оставлять комментарии на образовательных порталах).
Транспортная развязка: 8 из 10
Здесь всего одна станция метро, зато есть крупный пассажирский автовокзал. Именно с Холодной горы можно доехать в Одессу и Черкассы, а также в Солоницевку, Южный, Песочин и другие населенные пункты Харьковской области. Хватает здесь и городских маршрутов, есть трамвайная линия, соединяющая район с Залютино и Новожаново. И, конечно, нельзя не упомянуть Полтавский шлях, который является одной из главных транспортных артерий Харькова.
Фото: gortransport.kharkov.ua
Безопасность: 6 из 10
В 2015 году харьковская полиция назвала Холодногорский район самым опасным в городе. Тогда здесь совершалось 270 уголовных преступлений на 10 тысяч населения. Сейчас район уступил первенство, но так и не стал совершенно спокойным. Именно здесь задержали жительницу Подворок, которая отрезала голову своей 11-летней дочери, тут нередки бытовые поножовщины, а полицейские ради “красивой статистики” отказывались принимать заявления от жертв преступлений. Именно поэтому Холодную гору сложно назвать безопасным местом.
Общая оценка: 21 из 30.
Харьковский следственный изолятор. Фото: Мой Харьков
Проблемы
Отсутствие хороших мест отдыха приводит к развитию “плохих”. Жители Холодной горы жалуются на большое количество “наливаек” как возле станции метро, так и в самом спальном районе. А в частном секторе хватает улиц и переулков, по которым можно проехать лишь на грузовике или внедорожнике.
Новая Бавария и Новожаново
Два исторических района, разделенных рекой Уды и железной дорогой, но объединенных общей проблемой “Коксохима”. Необычное название первого из них связано с пивоваренным заводом, который был основан Францем Гиршгаймером и стал одним из крупнейших в Российской империи.
Фото: YouTube Виталий Мельник
Инфраструктура: 6 из 10
Здесь нет крупных супермаркетов, но этот недостаток компенсирует относительная близость к Холодной Горе, где их хватает. Зато на Новой Баварии есть известный всему городу Птичий рынок, на котором можно выбрать домашнего питомца.
Расположенное поблизости Основянское озеро привлечет любителей отдыхать на воде, а еще недавно загрязненную реку Уды сейчас активно убирают волонтеры. Местный сквер еще недавно навевал тоску, но сейчас там стартовала реконструкция. Медицинская инфраструктура в этих районах представлена больницей №3, областным госпиталем ветеранов войны и клиникой ХНМУ, есть также психоневрологический диспансер.
Транспортная развязка: 6 из 10
Здесь нет станций метро, но хватает наземного общественного транспорта. Есть два троллейбуса, курсирующих до Площади Конституции и микрорайона Новый Быт (Лысая Гора), а также маршрутки, на которых можно добраться до станций метро “Научная” и “Спортивная”. Кроме того, по улице Конопляной идут пригородние маршруты с Холодной горы, а любители электричек могут воспользоваться железнодорожной станцией “Новая Бавария”.
Станция “Новая Бавария”. Фото: mapio.net
В то же время с окраин Новобаварского района непросто вызвать такси, а в отдельных случаях водители отказываются туда приезжать в темное время суток.
Безопасность: 8 из 10
Новая Бавария, в отличие от расположенных поблизости Холодной горы и Основы, считается довольно “тихим” районом. В местном райотделе сообщили, что за шесть месяцев 2021 года раскрыли 285 преступлений, почти половина из которых – кражи. При этом было зафиксировано пять убийств и столько же разбойных нападений. Хотя и здесь бывают уличные нападения, которые не спешат расследовать.
Общая оценка: 20 из 30.
Проблемы
Основная проблема жителей и Новожаново, и Новой Баварии – Харьковский коксовый завод. Скандальное предприятие продолжает дымить, угрожая здоровью харьковчан. Этому процессу не помешали ни обыски с участием СБУ, ни штраф в 3,5 миллиона гривен за ущерб экологии, ни многочисленные пикеты недовольных жителей. Недавно в харьковских Telegram-каналах появились посты об установке новых фильтров, однако, по словам активистов, это была не более чем рекламная акция.
Фото: АнтиКоксохим
Левада и Основа
Исторический район, расположенный в южной части города, находится на месте бывшей слободы, принадлежавшей семье Квиток-Основьяненко. Совмещает в себе частный сектор, послевоенную двухэтажную и высотную застройку.
Фото: YouTube Skyline Walker
Инфраструктура: 7 из 10
С торговой точки зрения Основа может похвастаться наличием “Эпицентра”, супермаркета “Таврия В”, а также небольшими рынками возле “Левады” и на перекрестке проспекта Гагарина с улицей Одесской. Немалую часть района занимает промзона, но есть и места для отдыха – набережная реки Харьков, Основянское озеро, сквер Воинов-интернационалистов, да и Безлюдовка не так далеко.
Критически важная инфраструктура представлена городской поликлиникой №25, узловой больницей ЮЖД и филиалом детской больницы №24. Однако два последних медучреждения заслужили немало критики местных жителей. Здесь же находится физико-математический лицей №27, который считается лучшим в Харькове по результатам ВНО и олимпиад.
Физико-математический лицей №27. Фото: kharkov.info
Транспортная развязка: 8 из 10
Основянский район можно по праву назвать местом с едва ли не самым большим выбором транспорта. Здесь работает харьковский аэропорт, автовокзал с пригородным и межобластным сообщением, железнодорожный вокзал “Харьков – Левада” и станция “Основа”, а также метро “Проспект Гагарина” и многочисленные маршрутки.
В то же время большинство этих объектов сосредоточено ближе к центру города, а остальная часть Основы не так охвачена транспортом. Ситуация должна улучшиться после строительства метро на Одесскую, однако это произойдет не раньше 2025 года.
Проект станции метро “Одесская” в Харькове. Фото: Г. Кернес
Безопасность: 6 из 10
Основянский район во многом состоит из частного сектора и промзоны. И дома, и предприятия нередко становятся объектами интереса злоумышленников, которые тащат все, что плохо лежит. Не самыми безопасными можно назвать и окрестности вокзала “Левада”, где слишком много “наливаек”. В 2016 году во время опроса на OLX лишь 3,5% харьковчан высказали желание жить в Основянском районе.
Общая оценка: 21 из 30.
Проблемы
Этот жилмассив можно разделить на две неравных части со своими проблемами. Если в районе станции метро “Проспект Гагарина” недовольны работой “наливаек” и состоянием внутриквартальных дорог, то жители частного сектора жалуются на свалки мусора и отсутствие магазинов. Кроме того, именно на Основе находится ставшая “легендарной” улица Староверещаковская – с худшими ямами в городе.
Фото: Newsroom
Район ХТЗ
Застройка “социалистического поселка ХТЗ” началась в 1930-х. Он предназначался для работников Тракторного завода и должен был стать центром “Нового Харькова”. Концепция так и не была полностью воплощена в жизнь, но жилмассив во многом отличается от остальных частей города.
Фото: flatfy.ua
Инфраструктура: 7 из 10
На ХТЗ есть супермаркеты “Класс”, “Восторг” и “Велмарт”, местный рынок и торговые точки поменьше. Местные жители любят отдыхать в скверах на Александровском проспекте и возле местного ДК, а также ждут, когда закончится реконструкция парка “Зеленый гай”. А вот состояние парка имени Маяковского оставляет желать лучшего.
Медицинская инфраструктура включает в себя поликлиники №25 и №18, а также детскую больницу №16. Кроме того, здесь довольно много школ – ведь микрорайон строился из расчета по одному учебному заведению на жилой комплекс из 2500 человек. В их число входит лицей-интернат “Одаренность”, считающийся одним из лучших в Харькове.
Транспортная развязка: 7 из 10
Здесь есть сразу три станции метро – “Имени Масельского”, “Тракторный завод” и “Индустриальная”, железнодорожная станция “Лосево” и автостанция №6 с пригородным и межобластным сообщением. По Московскому и Александровскому проспектам в сторону центра города курсируют маршрутки и троллейбус №3. Впрочем, по словам местных жителей, в часы пик транспорт переполнен, а на некоторых маршрутах явно не помешало бы добавить машин.
Фото: gortransport.kharkov.ua
Безопасность: 6 из 10
Легенды о “криминальном районе” уже давно не соответствуют реальности. В 2016 году здесь было меньше всего преступлений на 10 тысяч населения. Однако, по словам местных жителей, шанс вечером “найти приключения” все еще остается – особенно это касается окрестностей рынка ХТЗ. Случаются и другие преступления – от нападений на детей до перестрелок.
Общая оценка: 20 из 30.
Проблемы
Небольшой список развлечений – здесь нет кинотеатров, ночных клубов или ресторанов, а также не хватает хороших пиццерий и кофеен. К тому же жители жалуются на высокий процент асоциальных элементов, которых привлекают пункты сдачи металлолома, стеклотары и макулатуры.
До недавних времен проблемой был и “любимый перекресток”, на котором регулярно происходили ДТП, но с установкой светофора на пересечении проспекта Индустриального и улицы Библика проблема сошла на нет.
Фото: Типичное ХТЗ
Новые Дома
Еще в первой трети XX века этот район считался окраиной Харькова и использовался селекционной станцией для изучения растений. Активная застройка началась здесь в 1960-х, тогда же жилмассив получил нынешнее название. Он включает территорию южнее Московского проспекта – от перекрестка с улицей Морозова до бульвара Богдана Хмельницкого.
Фото: flatfy.ua
Инфраструктура: 7 из 10
На Новых Домах есть супермаркеты “Рост” и “Класс”, Коммунальный рынок и небольшие торговые зоны возле двух станций метро. Для отдыха подойдут парки “Встреча” и Машиностроителей, а также новая урбан-зона на бульваре Юрьева.
Из критически важной инфраструктуры здесь находятся областная инфекционная больница, на которую легла основная нагрузка во время пандемии COVID-19, противотуберкулезный диспансер, “взрослая” поликлиника №3 и детская №15, а также хоспис. В микрорайоне также расположены областной медицинский колледж и учебно-воспитательный комплекс “Вересень”, который входит в список лучших школ Харькова.
УВК “Вересень”. Фото: shkolyar.org.ua
Транспортная развязка: 7 из 10
На Новых Домах расположены три станции Холодногорско-Заводской линии метро (“Турбоатом”, “Дворец спорта” и “Армейская”), есть также множество маршрутов общественного транспорта. Последним жители могут добраться до центра города, проспекта Гагарина, Конного рынка, рынка “Барабашово”, Салтовки и микрорайона ХТЗ. В то же время в районе станции метро “Армейская” почти нет регулярных маршрутов.
Безопасность: 7 из 10
Новые Дома охватывают сразу два района со своей спецификой. Немышлянский считается относительно спокойным районом, однако именно здесь не так давно произошел громкий захват заложницы, во вреям которого ранили полицейского. Слободской район в 2016 году вошел в четверку “рекордсменов” по числу нераскрытых грабежей. Тогда же харьковчане назвали его самым недружелюбным районом города.
Общая оценка: 21 из 30.
Фото: flatfy.ua
Проблемы
Отсутствие новых мест для отдыха и большое количество “наливаек”. Жители Немышлянского района шутят, что готовы к открытию любого заведения, кроме очередного секонд-хенда. Что же касается низкопробных мест для выпивки, то они несут в себе сразу несколько минусов – от весьма специфического контингента посетителей до роста мелкой преступности.
Салтовка
“Город в городе”, один из крупнейших микрорайонов Украины с населением около полумиллиона человек. Массовая застройка началась с конца 1960-х, а расширение района продолжается до сих пор.
Фото: streets-kharkiv.info
Инфраструктура: 8 из 10
Как шутят местные жители, на Салтовке – как в Греции, есть все. И с этим выводом сложно спорить. Здесь находятся крупные торговые комплексы “Караван”, “Дафи” и “Французский бульвар”, автосалоны, супермаркеты, развлекательные заведения и кинотеатры. Поблизости расположен самый крупный рынок Украины – “Барабашово”, а отдохнуть можно в Журавлевском гидропарке.
Медицина на Салтовке представлена “взрослыми” поликлиниками №10 и №11, а также детской №23. На территории жилмассива также есть многочисленные учебные заведения, среди которых стоит выделить специализированную школу №156 (вошла в ТОП-15 по результатам ВНО). Кроме того, именно здесь находятся общежития многих харьковских вузов (НТУ “ХПИ”, фармацевтический, ХНПУ имени Сковороды и другие).
Поликлиника №10. Фото: 10pol.city.kharkov.ua
Транспортная развязка: 8 из 10
К услугам жителей Салтовки четыре станции метро и многочисленный общественный транспорт. Отсюда можно добраться практически в любую точку города – от центра и Алексеевки до ХТЗ и Новожаново. Впрочем, маршрутов все равно не хватает – к примеру, лишь недавно был запущен троллейбус между Северной Салтовкой и станцией метро “Героев Труда”.
С другой стороны, от Салтовки к центру можно добраться только по улицам Шевченко или Академика Павлова, которые все время перегружены. Городские власти попытались решить проблему путем прокладки дороги через рынок “Барабашово”, однако против этого выступили работающие там предприниматели.
Безопасность: 6 из 10
Салтовка включает территорию сразу двух районов – Московского и Киевского. И оба не являются аутсайдерами по уровню преступности. В 2016 году Московский район был лидером по числу тяжких преступлений – здесь произошло 21 убийство. К тому же огромные размеры жилмассива приводят к тому, что на его территории фиксируется больше краж и грабежей, чем, к примеру, в небольшом Немышлянском районе. Еще одной проблемой Салтовки являются наркотики, с которыми безуспешно ведут борьбу как силовики, так и различные организации.
Общая оценка: 22 из 30.
Карта преступности в 2017 году на основании Единого реестра судебных решений. Фото: www.cityscale.com.ua
Проблемы
В этом микрорайоне сложно выделить главный минус, поэтому очертим сразу несколько проблем. В список входят устаревшие коммуникации, из-за которых местные жители периодически остаются без света или горячей воды, наркомания и закладчики, а также плохое состояние внутриквартальных дорог.
Безусловно, этот рейтинг можно назвать субъективным. Кому-то из жителей этих районов близки указанные проблемы, другие могут считать, что это не главные сложности. Кроме того, в список не вошли некоторые небольшие районы, такие как поселок Жуковского, Москалевка, поселок Герцена и т.д. Однако мы попытались сделать полный обзор нашего города и обратить внимание на те преимущества и недостатки, с которыми каждый день сталкиваются его жители.
Комментарии