Афанасьевка в старину: грязь возле Благбаза и угольные воры

Посередине старинной улицы Чеботарской от угла с улицей Дмитриевской с давних пор начиналась Большая Панасовская улица, которая получила имя в 1804 году. Правда, тогда она именовалась Афанасьевской и шла в пригородную слободу Афанасьевку (Апанасовку, Панасовку). Первое упоминание самой Афанасьевки мы видим в документе со списком улиц города в 1724 году.

ТОП-10 локаций для нестандартной фотосессии в Харькове
 
И раньше, и сейчас существует расхожее мнение, что эта пригородная слобода получила название от проживающего там некоего Ивана Панасенко. Однако мы видим, что в 1724 году в этой пригородной слободе существует “дворец пана судьи”, коим в то время был родоначальник рода Квиток – Семен Афанасьевич, или Афанасьев. Только его сын стал ставить свою подпись с фамилией Квитка.

001.jpg
Часть плана Харькова 1742 года с показанием пригородной слободы Афанасьевки
 
Семен Афанасьев родился в городе Умань, был в числе казацкой старшины Гадяцкого полка, а в 1666 году прибыл в Харьков. В 1680-е он был наказным полковником Харьковского слободского казачьего полка, а с 1690-х и до самой смерти полковым судьей. Он основал несколько сел и хуторов: Семеновку, Алексеевку, Гуляй Поле, Лозовую, Ольховатку, Орешенку (Нехотеевка), Лопанский, Клочковский, Романовский и конечно Афанасьевку. Он же купил у Донец-Захаржевских село Основу в 1713 году, которая стала их родовым имением.

ТОП-5 популярных блогеров: что постят и сколько зарабатывают харьковчанки в сети

После ликвидации полкового устройства, пригородная слобода Афанасьевка стала активно заселяться бывшими казаками и казацкими подпомощниками – войсковыми обывателями. К 1798 году им в Афанасьевке принадлежало 36 дворов, еще 11 дворов были подданных черкас разных помещиков и 3 двора экономических крестьян. Здесь проживали из обывателей: Сергеенко, Кавриги, Гребенничкенко, Руденко, Кошляки, Зайченковы, Харченко, Крохмаленки, Макогоны, Могилы, Серики, Герасименко, Семенихины, Журавленки, Горбары, Илченки. Из подданных черкас, или крепостных крестьян, здесь жили: Кушнеренки, Шаповаловы, Бондари, Полупаны, Мерные, Дробязки, Быковченко, Малакеи, Тутовы, Жаданенки, Волки. А экономические крестьяне: Лученко, Жидоненко и Тонковы.

002.jpg

Дома на Афанасьевке стояли самые простые – хаты мазанки на один покой и кухню, и в конце XVIII столетия здесь размещался на постое один эскадрон Харьковского драгунского полка. Между тем улица Афанасьевская не была тупиковой изначально, она шла далее, как дорога в пригородную слободу Ивановку.

Как изменится Харьков в 2021 году: новый ТРЦ, дорога и скверы
 
Хотя первое упоминание улицы Афанасьевской мы видим в 1804 году, но губернский землемер Николай Драгомир примечает, что она еще не проведена на плане города, и представляет собой проулок. Официально Афанасьевская улица вошла в городскую черту позднее, по конфирмованному императором Александром I плану на город Харьков 1822 года. В 1841 году мы видим, что улица называется не Афанасьевской а Панасовской, а в 1869 году впервые она называется Большая Панасовская.

003.jpg
Ночлежный приют на Чеботарской улице. Открытка начала XX века

Весь XIX век до самого замощения, Панасовская улица всегда была чрезвычайно грязной, особенно от Клочковского переулка и далее, так что жидкая грязь доходила до ступиц экипажей. Обыватели, живущие по разным сторонам улицы, перекрикивались между собой – не рискуя даже по важном разговору переходить друг к другу! Когда улица размокала от дождей, молодые люди подрабатывали переносом клади и покупок торговок с Благовещенского базара с одной стороны улицы на другую. Стоимость такой услуги оценивали в 2 копейки медью, занятная, должно быть, была картина.

81-й сезон на Детской железной дороге: рельсы от немцев и юная машинистка

В 1880-1890-е от Благовещенского базара по улицам Чеботарской и Малой Панасовской до пригородной слободы Ивановка ходили своего рода дилижансы для простого люда. Это были громадные линейки (подводы), запряженные тощими лошадками, перевозившие до 20 человек хозяек на Благовещенский базар и обратно. Стоимость поездки составляла 5 копеек медью в один конец, и по сути равнялась стоимости конного трамвая. В праздничные дни они работали с раннего утра и до позднего вечера, их деятельность вызывала зависть и у извозчиков и содержателей конки.

В зимнее время подобные извозчики выезжали с большими кузовами на полозьях (сани-омнибусы) и перевозили не меньшее количество людей и на Панасовку и далее на Ивановку. Только зимой на улицах Харькова работало не менее четырех десятков подобных саней.

004.jpg
Дом по Кузинской улице в районе бывшей Панасовки. Фото С. Таранушенко, 1920 год

Была Панасовка и местом необычных преступлений. Так в 1890-е здесь проезжали от складов железной дороги к Первому городскому угольному складу на Пискуновской леваде ломовые “ваньки” с колымагами, нагруженными крупными кусками антрацита. На улицах Панасовки их встречали организованные банды, делившиеся на две специальности. Так называемые “застрельщики” забалтывали “ваньков”, а в это время “угольщики” сбрасывали крупные куски угля на дорогу, подбирали и разносили в ближайшие дворы. Собрав партию угля, такие банды сбывали его в мелкие лавки и заведения по низким ценам.

Алексеевка 100 лет назад: как на карте Харькова появился спальный микрорайон

С установлением советской власти Большую Панасовскую улицу и ее продолжение – Сахарозаводскую – переименовали, назвав в честь рабочего революционера из Харькова, умершего от тифа в 1919 году – Ивана Котлова. В 1974 году к ней добавилось еще одно продолжение – улица 40-летия Октября. И только в 2015 году улице вернули старое имя – Большая Панасовская.

Комментарии