Екатерина Стрельченко всего за пару лет превратила образовательное пространство “Гравитация” в успешную частную школу. Родители учеников готовы каждый месяц платить немалую сумму за качественные знания для детей. Newsroom выяснил, как превратить стартап в прибыльное дело.
Екатерина, расскажите, с чего все началось и когда пришла идея создания частной школы “Гравитация”?
— В самом начале идея “Гравитации” была воплощена в виде внешкольного образовательного пространства. Мне очень хотелось создать место, где дети вне школы могли бы реализовывать свои таланты. В сентябре 2015 года мы сделали первый набор. А уже в 2017 году приняли первоклашек, с тех пор “Гравитация” стала полноценной школой.
Откуда люди впервые узнали о “Гравитации”?
— Некоторое время мы сотрудничали с частной школой “Очаг”. К слову, я сама училась там. У нас было много совместных проектов, и в какой-то момент директор предложил мне мне взять класс детей, которые хотели учиться в центре города. В первом нашем классе насчитывалось семь человек.
Харьковчане переходят на торговлю онлайн. Как интернет-магазину обеспечить эффективные продажи
В самом начале у школы “Гравитации” была какая-то образовательная концепция?
— Школа — это модель мира. Образование — это серьезный и системный процесс. Наша главная концепция была и остается — давать детям качественные и современные знания. Мы начинали с младшей школы и понимали, что это фундамент для всего последующего образования. Малышам должно быть интересно учиться и в настоящем и в будущем, а сам образовательный процесс происходит в максимально комфортных условиях. Так, в нашей начальной школе все предметы читают разные учителя. Я убеждена, что один преподаватель не может быть профессионалом во всех предметах. Мне кажется, в современном образовании есть базовая проблема: у многих учителей не хватает знания предмета. Поэтому наши специалисты постоянно совершенствуются и работают над собственным профессиональным развитием. Есть еще один концептуальный момент: нет никакого смысла в качественных знаниях, если ребенок в школе находится в состоянии стресса. Ученик постоянно должен чувствовать вокруг себя поддерживающую среду. Он должен чувствовать, что его окружают взрослые, которые знают, что они делают, а также, зачем и как они это делают.
Пандемия и последующие жесткие карантинные ограничения ударили по школе, как бизнесу?
— Это был очень непростой период, но я не могу сказать, что локдаун нанес какой-то ощутимый ущерб. Наша команда прекрасно справилась с проблемами, которые подкинула пандемия. Учителя проявили себя с наилучшей стороны и во время “удаленки” работали с полной отдачей. Мы приобрели новый опыт и еще больше сплотились.
Сколько сегодня в “Гравитации” работает учителей и сколько учеников посещает школу?
— Сейчас в нашей школе работает 40 учителей и учится 200 детей.
Бум IT-бизнеса: сколько зарабатывают айтишники в Харькове
Вы принимаете в школу всех детей? Существует ли сейчас недобор или, возможно, приходится отказывать родителям?
— Сейчас “Гравитация” полностью укомплектована. Особенного отбора в нашей школе нет. Для желающих учиться мы обычно проводим собеседование с тем или иным классным руководителем, в зависимости от возраста ребенка, и психологом. На собеседование мы обязательно приглашаем и родителей, и ребенка. Если это первоклассник, мы тщательно изучаем психологическую готовность малыша к школе. В некоторых случаях мы можем посоветовать родителям привести ребенка в школу в следующем учебном году.
С каким запросом родители приходят в школу “Гравитация”?
— Запросы совершенно разные. Например, это достаточное количество внимания к ребенку. Здесь мои взгляды со взглядами родителей полностью совпадают. Я считаю, что за 35-40 минут урока ребенку невозможно дать нужное количество внимания, если в классе 30 учеников. Также родителей волнует, чтобы в школе была комфортная обстановка, довольные жизнью и счастливые учителя, готовые делиться знаниями. Ведь люди, которые учат детей, должны быть счастливыми.
Как вы контролируете и мониторите качество собственной работы и работы ваших учителей?
— Одним из главных критериев является то, хотят ли дети идти в школу. Могу сказать, что в “Гравитации” с этим проблем нет. В первую очередь мы сверяемся с государственным стандартом знаний. В этом году мы вводим систему международных экзаменов. Также не стоит забывать и об объективных показателях, таких, как техника чтения. Могу сказать, что в нашей школе дети показывают результаты, которые выше, чем в государственной школе. При малейшем отклонении от установленных норм наши учителя максимально фокусируются на успеваемости ученика и в комфортном для него режиме работают до достижения нужного результата. И это дает возможность мне спокойно спать, находясь в этом бизнесе.
Под Харьковом фермер создал рекордно большую ферму и выращивает улиток для европейцев
Сколько стоит обучение в “Гравитации”?
— Те семьи, которые пришли к нам в этом учебном году, платят 8000 гривен в месяц. И эта стоимость будет для них действовать до конца цикла обучения. Но в сентябре мы подняли цену до 10 000. Бизнес диктует свои условия, так или иначе, сумма доходов должна превышать сумму расходов. Следование этому правилу дает возможность развиваться. Учителя, которые нерегулярно получают маленькую зарплату, точно не будут счастливы.
Что входит в эту стоимость?
— Помимо качественной образовательной составляющей, в эту стоимость входит продленка для младшей школы. Уроки заканчиваются около 14:00 и до 18:00 ученики находятся в школе под присмотром. Они отдыхают, делают уроки, занимаются в кружках по интересам.
В Вашем коллективе в основном работают молодые учителя. Многие параллельно учатся в университетах. Это ваша стратегия формирования педагогического состава?
— Это ни в коем случае не стратегия. Так сложилось, что с самого начала в “Гравитации” работали молодые учителя. Не могу это объяснить, почему более старшие преподаватели даже не приходят к нам на собеседования. Предположу, что многие из них видят молодой коллектив и думают, что им будет там некомфортно. Ну и опять-таки, на мой взгляд, количества счастья больше у молодых людей, а мы выбираем коллег по этому критерию (Смеется. — Авт.). Лично мне комфортно работать с молодыми специалистами, которые не сталкивались с системой образования. Хотим мы того или нет, система накладывает определенные особенности, которые моему пониманию не поддаются.
А как же мастерство и опыт, которые приходят со временем?
— Мастерство и опыт не имеют к этому никакого отношения. Когда человек на протяжении нескольких десятилетий делает одно и то же и перестает профессионально развиваться, разве его можно назвать профессионалом, несмотря на его опыт? Любая остановка в развитии учителя негативно сказывается на образовательном процессе. При этом, безусловно, система необходима без нее настанет хаос.
Первая работа в IT: компании Харькова, куда могут устроиться студенты
Как складываются ваши отношения с начальством — департаментом образования Харьковского городского совета?
— У нас нормальные деловые взаимоотношения. Они выполняют свою работу, а мы свою. При этом я ощущаю дискомфорт от того количества бумаг, с которыми приходится постоянно работать. Чтобы поддерживать документооборот, мне приходится для этого держать в штате троих сотрудников. Государственный номенклатурный аппарат не привык считать время, а в частной школе рабочие часы учителей стоят значительных денег. Вот в этой точке наши взгляды расходятся.
Какая зарплата учителей “Гравитации”?
— Я бы не хотела называть конкретные цифры, поскольку зарплаты зависят от количества часов и общей нагрузки на преподавателя. Но в нашей школе учителям платят зарплату выше средней, то есть, более 15 000 гривен.
Харьковский учитель физики Илья Гельфгат, которому в этом году присвоили звание Героя Украины, в интервью сказал, что сегодня дети теряют мотивацию к получению знаний. Согласны ли вы с этим?
— Нет, я не могу с этим согласиться. Дети не теряют мотивацию к получению знаний. Дети любознательны и интересуются огромным количеством вещей. Это правда, компьютерные игры интереснее математики со счетом 100:0, об этом не стоит даже говорить. Раньше у преподавателей был ограниченный выбор вариантов взаимодействия с детьми, и если использовать учительские методики, которые работали 20 лет назад, то дети быстро теряют интерес к такому образованию. Сегодня существуют сотни подходов и способов заинтересовать ребенка, увлечь его и при этом дать знания. Нужно только самому продолжать учиться, хотеть работать и прикладывать усилия.
Насколько лично вы вовлечены в образовательный процесс? Вы выполняете только обязанности менеджера или также преподаете?
— В этом году я взяла часы биологии в 10 и 11 классах. Это мой дополнительный мотивационный фактор.
Как вам удается совмещать роль мамы, директора школы и преподавателя?
— Это очень непросто. Работы очень много. Без курьезов не обходится. Например, на прошлой неделе я забыла свою дочь в школе (Смеется. — Авт.). Она также учится в “Гравитации” в седьмом классе. Я стараюсь делать свою работу эффективно, но времени постоянно катастрофически не хватает. Мне бы очень хотелось больше себя посвящать детям и преподавательской деятельности. Мой рабочий день начинается в 08:00 и я заставляю себя уходить со школы не позже 19:00. Рядом с моим домом рынок закрывается в 20:00, и если я не успею, то дома все останутся без еды. Но если серьезно, то неправильно засиживаться на работе допоздна.
Прибыль от частной школы это ваш основной доход?
— Довольна ли я финансовым результатом? Не всегда. Мне бы хотелось, что бы он был выше. Успех частной школы зависит от финансовых возможностей. Если школа не способна улучшать материальную базу, делать качественный ремонт, покупать современные компьютеры, организовывать интересные поездки для детей, привлекать классных специалистов, то это напрямую сказывается на качестве предоставляемой образовательной услуги. Частная школа — это нелегкий и очень специфический бизнес с невысокой степенью рентабельности. Я ввязалась в это дело, потому что оно мне нравится. Меня восхищает процесс образования. Я планирую развивать “Гравитацию” и уже в следующем году хочу увеличить количество учеников и двигаться в направлении профильного образования. Ну а в далеком будущем мне бы хотелось прийти к формату высшего образования.
Комментарии