Количество харьковских предпринимателей, которые уходят в Сеть неуклонно растет. Они открывают интернет-магазины, заводят бизнес-страницы в соцсетях, через которые продают товары, услуги и продвигают свой бренд.Только за последний год на самом крупном маркетплейсе страны зарегистрировалось 2000 предпринимателей из Харькова и области.
Newsroom в партнерстве с IT-компанией СoPointer разбирался, как и чем торгуют харьковские предприниматели в сети, каким должен быть эффективный интернет-магазин. И зачем продавцам нужен виджет для совместного просмотра сайта.
Если есть “Барабашово”, значит будут продавцы в Сети
Оценить масштабы экспансии интернет-торговли на харьковском, да и украинском рынке не так уж и просто. Официальной статистики никто не ведет. А если подсчитать количество интернет-магазинов, которые указаны на Google Картах в Харькове, то их окажется больше 400.
А на самом крупном марктеплейсе страны Prom.ua среди 60 000 предпринимателей, которые продают 100 миллионов товаров и услуг, харьковчан – 16%. Из них почти 4000 предпринимателей работают на маркетплейсе больше четырех лет, около 3000 — от двух до трех лет, и 2000 — это новые продавцы, с опытом работы до одного года.
Такое количество предпринимателей в Сети отражает офлайн-реальность. Большинство из них проживают в тех регионах и городах, где расположены самые крупные и знаменитые рынки страны — в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Хмельницком.
“Карантин дал такой толчок для рынка, который равен нескольким годам планомерного роста. Онлайн будет и дальше расти, ведь те, кто раньше относился к покупкам в интернете консервативно, попробовали их и поняли, что в этом нет ничего страшного. За первые месяцы карантина мы ускорились и приблизились к будущему, в котором основная часть покупок происходит в интернете”, — рассказывает о новой реальности в ритейле руководитель Prom.ua Иван Портной.
Согласен с ним и харьковчанин Михаил Мальков — основатель торговой марки “Fry”, которая занимается производством и реализацией товаров для рыбалки. По его словам, появление интернет-магазина продиктовало время — это попытка выйти на новые рынки и возможность найти клиентов по всей Украине.
“Пока наш интернет-магазин — это небольшой каталог той продукции, которую мы производим. В дальнейшем хотелось бы, чтобы это был полноценный источник информации о нас, наших достижениях, с динамичным каталогом и возможностью пообщаться с клиентом. Конечно же, в нем должно быть все просто, максимально понятно с полной информацией о товаре, контактах, с указанием страниц в соцсетях”, — говорит Мальков.
Must have для интернет-предпринимателя
Опытные игроки на рынке e-commerce подтверждают слова Михаила и говорят, что успех интернет-магазина зависит от разных факторов. Гарантировано продажи будут, если соблюдать ряд стандартных требований для электронной коммерции.
В Prom.ua говорят, что интернет-предприниматель должен выставлять в онлайн-магазине актуальный товар по актуальным ценам с хорошим описанием, фото, удобными способами оплаты и вариантами доставки. Вот что советуют продавцы маркетплейса:
- написать максимально информативный заголовок, сделать детальное описание товара с точными характеристиками. В этом случае товар появится в выдаче по конкретным запросам;
- не скупиться на качественные фото товара в разных ракурсах, с деталями. А если снимете видео с товаром — покупатель уже ваш;
- связываться с покупателем в течение 30-60 минут после оформления заказа. А отправку лучше делать в тот же день. Максимум можно перенести на следующий;
- предлагать варианты доставки, чем больше, тем лучше;
- проводить акции и распродажи к праздникам, но можно и без повода. Так обычно делают распродажу остатков товара или увеличивают доход на продаже ходового товара в сезон;
- подключить инструменты для автоматизации бизнеса — обратный звонок, таймер акции, сервис для массового изменения цен, пересчет валют, панель соцсетей.
По словам интернет-маркетолога Игоря Козлова, не стоит забывать и о пользе виджетов, например, обратного звонка, онлайн-консультанта. Их эффект очевиден — они делают сайты более полезными.
“Обратный звонок вы заказываете в удобное время, а активный онлайн-консультант поделится своим опытом и поможет с учетом вашей ситуации и потребностей. Важно, чтобы ожидания пользователя оправдались, — ему перезвонили, как и обещали, а в чате был живой консультант. Стучать в пустоту никому не нравится. Полезные виджеты помогают “тормозить” пользователя на сайте и дают хороший сигнал поисковым системам — ресурс полезен, на нем проводят много времени. После этого сайт гораздо легче занимает достойные позиции в органическом поиске”, — объясняет Игорь.
Интернет-предприниматели тоже соглашаются с маркетологами: связываться с современным покупателем нужно быстро, а вопросы решать максимально оперативно.
“Сейчас у нас общение происходит посредством телефона либо «электронки». Потенциальные клиенты пишут, делают запрос, после чего оперативно стараемся дать недостающую информацию. Да, наверное, всплывающее окно и возможность связаться с консультантом в текущем времени помогут гостю быстро, эффективно сделать покупку и он останется доволен своим выбором”, — говорит Михаил Мальков.
Новый украинский виджет: совместный просмотр сайта из разных уголков страны
Ни для кого не секрет, что жалоб на работу онлайн-консультантов и чат-боты сегодня много. Покупателям не нравятся размытые ответы, путаница в чатах и ненужные вопросы. Но украинцы решили эту проблему — и создали новый виджет для совместного просмотра страниц сайта CoPointer. Разработчики решили превратить привычное окно онлайн-консультанта в максимально полезный инструмент.
“Каждый из нас был в ситуации, когда битый час общаешься с консультантом по телефону или в чате, а понять друг друга так и не удается. Ты говоришь о характеристиках товара, называешь код, а тебя все равно не понимают. Ситуация с выбором товара и покупкой ухудшается, когда нужно выбрать что-то из нескольких вариантов. А с CoPointer можно избежать таких сложностей”, — говорит операционный директор компании CoPointer Роман Губко.
Новый виджет для совместного просмотра страниц CoPointer выглядит, как привычное окно чат-бота. Но оно не будет навязчиво всплывать при посещении сайта, покупатель сам может позвать на помощь консультанта, нажав на виджет в нижнем правом углу страницы.
В CoPointer нет дежурных вопросов и прописанных ответов. Общаться с посетителем сайта будет не робот, а живой человек. Консультант увидит, на какой странице находится покупатель, и уже вместе они будут “ходить” по интернет-магазину в поисках самого подходящего варианта. В переписке, с помощью видео- или аудиозвонка покупатель и консультант смогут говорить об одном и том же товаре, обсуждать его функции и характеристики. Также покупатель может пригласить в беседу кого-угодно – на поиски того самого велосипеда, пылесоса или автомобиля можно будет отправиться семьей.
По словам Романа Губко, этот виджет будет работать на все 100%, если онлайн-консультант будет хорошо разбираться в товарах, корректно общаться с покупателем и у него будет большое желание помочь посетителю сайта.
Это новый виджет для Украины, аналогичные есть только в США и соседней России.
Протестировать его работу можно совершенно бесплатно в течение 14 дней.
Продают стройматериалы, а покупают маски и зоотовары
Сегодня львиная доля харьковских продавцов предлагает купить гаджеты, бытовую технику, одежду. Но встречаются в сети и необычные товары: например, в Харькове есть интернет-магазин кравчучек, деталей к ним и варианты других тележек. Отыскать комиксы сегодня можно не только на книжном рынке, но и в специализированном интернет-магазине с харьковской пропиской.
На маркетплейсе Prom.ua наши земляки торгуют гипсокартоном и железобетонными изделиями, одеждой, техникой, игрушками и даже стаканчиками для мытья лап питомцам.
А вот предпочтения покупателей меняются. Если раньше украинцы покупали в сети, в основном, одежду, технику и товары для дома, то сейчас в топе по популярности новые направления онлайн-торговли. На Prom.ua говорят, что в 2020-м лидером стала категория “Медицинские товары”. В сети покупали оптом и в розницу маски, санитайзеры, перчатки, пульсоксиметры. Увеличился спрос и на товары для сада-огорода. В этой категории большим спросом пользовались семена и мини-комбайны. Также стали больше продавать и зоотоваров. Другие новости Харькова
“Предпринимателям важно вовремя отметить изменения в потребностях покупателей, это позволит им подготовить ассортимент, наладить отношения с поставщиками и оперативно предоставить нужный товар, когда спрос резко возрастет”, — говорит Иван Портной.
По оценкам группы компаний EVO, общая сумма физических товаров и услуг, которые приобрели украинцы в интернете в 2020 году достигла 107 млрд грн. Это на 41% больше чем в прошлом году. Возросло и количество онлайн оплат — минимум на 50%.
За год количество заказов на маркетплейсах EVO — Prom.ua, Bigl.ua, Crafta.ua, Shafa.ua, IZI.ua и сайтах компаний Prom.ua выросла на 42%. Сумма среднего чека снизилась на 10%. По словам экспертов, люди стали покупать онлайн значительно чаще и товары подешевле.
Автор: Оксана Козлова
Комментарии