В 2015 году говоря о любой сфере жизнедеятельности украинского общества, очень важно понимать контекст, в котором мы, украинские активистки и активисты, действуем. Я попробую его описать.
Во-первых, на территорию нашей страны вторглась российская армия и оккупировала немалую часть Украины. Рядом с городом, в котором я живу, происходят военные действия, и периодически возникают новые слухи о том, какая область будет следующей завоевана и “отойдет” другому государству.
Такая ситуация обуславливает героизацию насилия и милитаризацию общественного сознания. Если попробовать упрощённо сформулировать оценку ситуации, которая сейчас наиболее популярна в украинском обществе, то она будет примерно такой: враги нации напали на нас – они заслуживают мучений или смерти. Все враги заслуживают мучений и смерти. Насилие и убийство в данном случае не просто оправдано – необходимо. Мы должны победить, и этого можно добиться только с оружием в руках.
Конечно, это приводит к обострению гендерной диспозиции – более жесткого фиксирования гендерных ролей. И, в результате, мы как бы возвращаемся к “традиционному” пониманию роли мужчин и женщин. Первые в такой ситуации – герои и с оружием в руках защищают вторых, которые ждут, любят, надеются. То есть, мужчины – герои, женщины – жертвы.
Религиезация общественного сознания. Возможно, пока еще не было такого слова, но это происходит сейчас в Украине. Почему? Многие люди пребывают в растерянности – невыносимо быть в ситуации, которая от тебя совсем не зависит. Однако всегда можно помолиться, понадеяться, что кто-то больший позаботится о тебе и “все будет хорошо”. Это начало происходить еще во время Майдана, когда как-то незаметно сцена заполнилась иконами и вместо пламенных речей несколько раз в день все читали или пели православные тексты. А сейчас в Харькове церкви появляются значительно быстрее и в большем количестве, чем все социально-значимые заведения вместе взятые.
Чей Майдан? Тех, кого больше всего видно, о ком больше всего говорят в то же время, когда говорят о революции в Украине. И это – радикальные правые силы. И довольно часто можно услышать, дескать без правых и не было бы никаких изменений. И уже почти никто с этим не спорит – даже ЛГБТ-активистки и активисты вторят сомнительным аргументам.
В таких вот готовился и проходил КиевПрайд2015. Оргкомитет прайда провел не одно собрание в обсуждениях вопроса, имеет ли право ЛГБТ-сообщество заявлять о своих правах в таких условиях. И, как ответ, на вызов радикализованного общества, родился центральный слоган прайда: “Права человека всегда ко времени!”. В результате большой работы многих активных ЛГБТК-людей КиевПрайд2015 был поддержан дружественными организациями и людьми неЛГБТ – например, теми, что работают в зоне АТО или помогают переселенцам/кам.
К достижениям КиевПрайд 2015 мы также относим:
* поддержка идеи прайда фондами, общественными организациями, медиа и активистками/тами, не работающими в сфере прав ЛГБТ, таких, например, как Украинская Хельсинская Спилка, Евромайдан СОС, Фонд Елены Макаровой, hromadske и другие
* участие большого числа ЛГБТ-активистов/ок из разных регионов Украины;
* отклик и, конечно, критика от украинских левых сил;
* качественно новый уровень интереса СМИ – КиевПрайд они все еще называют “парадом”, но пишут о правозащитной функции и дискриминации ЛГБТ;
* публичная поддержка публичными персонами – постерная кампания прайда. Шествие состоялось. Оно было самым крупным в истории прайдов в Украине – приняли участие около 300 человек. Присутствовали целых 2 депутата Верховной рады и публично высказали поддержку.
Были другие известные лица на правах участниц/ков шествия. Реакцией на нападения на Марш Равенства была широкая критика правого насилия, агрессии, дискриминации гомосексуальных и трансгендерных людей, признание права ЛГБТ на мирные собрания; признание толерантности к ЛГБТ, как необходимого качества нового украинского общества, как демократичного и проевропейски настроенного.
И я позволю себе сказать, что КиевПрайд2015 послужил толчком к последнему важному для ЛГБТ Украины событию – принятию антидискриминационной поправки к трудовому кодексу – в котором впервые в истории законодательства Украины появился запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Сейчас Оргкомитет планирует проведение КиевПрайд2016 и Марша равенства в открытом формате. Какими они будут? Вызов или задача для украинского общества?
Комментарии