Харьковскую политику в апреле определяли тренды, сгенерированные в рамках “коронавирусной” проблематики. Наиболее яркие были связаны с активностью тех политиков, которые уже сейчас начали подготовку к местным выборам, воспользовавшись карантином для повышение своей популярности у электората и укрепления позиций в регионе. Кто из местных политиков при помощи карантина и как готовится к выборам – в очередном мониторинговом обзоре Аналитического центра “Обсерватория демократии”.
“Карантинные раздачи” и новое содержание “гречкосейства”
Тренд “карантинных раздач” политических партий и политиков широко распространился в апреле в масштабах Украины, ярко проявившись на Харьковщине. Его подробному анализу мы посвятили один из недавних материалов. В раздачах поучаствовали большинство харьковских политиков, а Геннадий Кернес в тандеме с Александром Ярославским отличились особо крупными масштабами.
На пожертвованные Ярославским и другими бизнесменами деньги закупали “карантинную” продукцию для больниц и населения: ИВЛ-аппараты, защитные костюмы, аптечки, медицинские маски, респираторы, антисептики, «антикризисные» продукты. Затраченные суммы исчислялись миллионами гривен, а благотворительными акциями было охвачено большинство населения Харькова.
Пенсионерам и другим категориям малоимущих адресно доставлялись пакеты с продуктами и аптечки, а ученикам школ, подопечным детсадов и центров соцзащиты раздавались медицинские маски. Происходило это с признаками агитационной деятельности и использования админресурса. Пакеты брендировались фамилиями Кернеса – Ярославского, к их расфасовке и доставке привлекались работники администраций города и коммунальных предприятий. А маски раздавались силами учителей, воспитателей, сотрудников соцслужб и водителей горэлектротранспорта.
Интересно, что на аптечках, помимо Кернеса-Ярославского, печаталось ещё и имя Александра Доровского. Он – председатель наблюдательного совета ООО “Фармацевтическая компания “Здоровье” и бывший гендиректор, возглавлявший комапанию на протяжении 17 лет. На парламентских выборах 2014 года баллотировался в 169 округе Харькова как самовыдвиженец, но проиграл Александру Киршу. В ходе избирательной кампании Доровский запомнился скандалом: раздавал в округе “аптечки здоровья” пенсионерам, похожие на нынешние “карантинные”. Правда, тогда – в пакетах с логотипом “Здоровья”, а не своим именем.
Судя по “отчетам” Кернеса в его Telegram-канале, под “раздачи” пакетов попало более 100 тысяч пенсионеров, инвалидов и многодетных, аптечками обеспечили 22 тысячи нуждающихся, а маски получили около 560 тысяч человек (масок было закуплено две партии по миллиону, по 850 тысяч штук из обеих пошло населению, в одни руки раздавали по несколько штук).
То, что Кернес проводит эти масштабные раздачи с прицелом на местные выборы, не вызывает сомнений. Это – часть его агитационной кампании, которую он уже развернул несмотря на то, что формально избирательный процесс ещё не начинался.
Кернес, выступив в “карантинных раздачах” в союзе с Ярославским и подчёркнув их сотрудничество совместным брендированием продпакетов, не только рассматривает Ярославского как вип-агитатора, но и, скорее всего, в качестве связующего звена с Офисом Президента.
Фото: Униан
Что касается губернатора Кучера, то он в самый пик конфликта вынужден был пойти на примирение по требованию Офиса (некоторые источники сообщали, что ему звонил сам Зеленский). В течение апреля его деятельность в карантинном кейсе выглядела, как рутинное выполнение обязанностей. Единичным видимым всплеском его “антикернесовской” активности стала жалоба главе Офиса Президента Андрею Ермаку во время онлайн-совещания 21 числа на то, что харьковский горсовет не выполнил рекомендаций Кабмина и не закрыл рынки города. В то же время, Кернес и Ярославский на протяжении апреля активно подчёркивали свою субъектность и “особую позицию” по ключевым “карантинным” вопросам.
Стоит отметить, что Кернес с Ярославским в апрельских “благотворительных раздачах” не были одиноки. Повысить свою популярность у харьковского электората таким способом поспешили многие партии и политики. Признаки агитационной деятельности, в частности, использование символики партии или имени политика во время раздач, продемонстрировали большинство из них: “Оппозиционная платформа-за жизнь”, “Партия Шария”, “Европейская солидарность”, ВО “Свобода”, “Национальный корпус”. А если некоторые и не “брендировали” раздаваемую продукцию, то широко освещали свои благотворительные акции на всех доступных медиа-платформах. Помимо указанных партий, в тренде “карантинных раздач” отметились Александр Фельдман, Дмитрий Шенцев, Анатолий Родзинский, фракция “Самопомощь” горсовета и отдельные представители местной ЗеКоманды (Алексей Кучер – распределяя по больницам помощь от государства, а нардепы Бакумов, Кинзбурская, Красов, Литвинов – проводя собственные небольшие акции).
Фото: Національний Корпус |Харків
Маловероятно, что, если местные выборы состоятся осенью, тренд “антивирусных раздач” утратит свою актуальность. Даже после отмены карантина повышенные требования к дезинфекции и защите от вируса останутся, равно как и нужда широких слоев населения. И политики вряд ли откажутся от соблазна заняться “гречкосейством”. Однако, в силу законодательных ограничений, наполнение “продпакетов” и объёмы раздач “в одни руки”, вероятно, существенно уменьшатся, – так, чтобы не превышать “лимита” в 66 гривен.
Именно такую сумму составляет 3% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц, – органичение, которое устанавливает на «подарки» избирателям в ходе агитации примечание к ст. 160 Криминального кодекса Украины. Все товары и услуги, превышающие эту сумму и предоставленные в ходе выборов избирателям от политиков с призывом голосовать за них или просто упоминанием их имён, трактуются как непрямой подкуп избирателей и караются ограничением или лишением свободы на срок от 2 до 4 лет.
Что касается электората, то “карантинные раздачи” показали, что он не становится более разборчивым и щепетильным. В условиях надвигающегося экономического кризиса и угрозы заражения, которые вызывают в обществе ощущения неуверенности и тревоги, “антивирусная благотворительность” политиков и партий воспринимается многими позитивно, как “забота о народе”.
“Бессмертный полк” Кернеса и его мишени
В рамках тактики Кернеса по повышению своей популярности у электората в апреле сформировалось два новых тренда – планы провести акцию “Полк Бессмерной Победы” с портретами “прадедов-освободителей” и установить памятник советским генералам на Мемориале. Таким образом, мэр в очередной раз проэксплуатировал проблему интерпретации исторического наследия, которая выступает болезненной составляющей электорального раскола, особенно в Харьковском регионе.
13 апреля в своём Telegram-канале Кернес сообщил, что мэрия планировала в честь 75-летия Победы над нацизмом организовать 9 мая массовое шествие с портретами предков-освободителей, однако из-за карантинных органичений акцию в таком формате провести не удастся, поэтому призвал харьковчан выйти с портретами “прадедов” на балконы и почтить их минутой молчания. В дальнейшем Кернес сообщил, что из-за карантина многим харьковчанам негде распечатать портреты и пригласил обращаться в мэрию за помощью. Для этого дал номера телефонов и пообещал, что всем желающим портреты распечатают и оформят в рамки. На подъездах жилых домов стали появляться объявления от имени мэра, которые призывали выйти 9 мая в полдень на балконы и поучаствовать во флешмобе.
Фото: Народна правда
А инициатива “памятник генералам” возникла 22 апреля, когда исполком горосвета принял решение установить к 9 мая на северной аллее Мемориала Славы памятный знак в честь 23 советских генералов, погибших во время боевых действий на Харьковщине в 1941-43 годах.
Если в планах построить памятник не прослеживается каких-либо иных намерений Кернеса, кроме как укрепить популярность среди своего постсоветского электората, то “Полк Бессмертной Победы” содержит, кроме того, определённый сигнал в адрес центральной власти.
Мэр не случайно выбрал формат акции на 9 мая, похожий на российский. С одной стороны, он неплохо “зашел” харьковскому электорату: опросы в трех разных Telegram-каналах показали одобрение инициативы Кернеса большинством (в “Харьков-News” – 66%, в “TRUE.xa” – 65%, а в “Социология | Харьков” – 51% проголосовали “за”). И это ещё с учетом, что пожилых граждан среди подписчиков каналов – меньшинство. С другой стороны, отождествлением своей акции с российской Кернес послал определённый сигнал центральной власти. В ситуации, когда правящая политсила занята борьбой с эпидемией и внутрикомандными проблемами, а контроль над регионами слабеет, Кернес, как и в случае с сепаратистским съездом в 2014-м, продемонстрировал Киеву, что именно он контролирует Харьков и с ним надо считаться. А эксплуатацию темы “Бессмертного полка” использовал как месседж Центру о том, чем может угрожать игнорирование его персоны и интересов.
“Особая позиция” харьковской власти по карантинным ограничениям
С таким же прицелом, – дать сигнал правящей ЗеКоманде о своём усилении, – Кернес провёл в апреле и несколько других демаршей, демонстрируя своё «особое мнение».
После 6 апреля, когда Кабмин ужесточил карантинные меры и запретил передвижение внутригородских маршруток, в Харькове они продолжали курсировать. В мэрии такое нарушение объяснили тем, что теперь это не маршрутки, а автобусные перевозчики в режиме “экспресс”.
Как и в мартовской ситуации с закрытием метро, в апреле городская власть “до упора” тянула с закрытием продуктовых рынков. 16 числа вышло Постановление №10 Главного государственного санитарного врача Виктора Ляшко с рекомендацией местным органам власти запретить функционирование всех рынков. Однако в Харькове мэрия принимать соответствующее распоряжение не спешила. Рынки продолжали работать до 21 апреля, пока губернатор Кучер не сообщил об этом главе Офиса Президента Ермаку, а тот пригрозил поднять этот вопрос на уровне министра внутренних дел и Президента. Кернес пояснил работу рынков тем, что городская власть не уполномочена издать распоряжение об их закрытии, – это может сделать только исполняющий обязанности санитарного врача, который находится в подчинении облгосадминистрации. В конце месяца Кабмин, в ответ на протесты торговцев рынков и фермеров в регионах, решил постепенно возобновить работу рынков. В глазах електората позиция харьковского мэра в этой ситуации выглядит более разумной, подсвечивает “слабину” Центра и добавляет очевидный “плюс” в предвыборную “корзину” Кернеса.
Фото: nakipelo.ua
17 апреля Кернес, по результатам своего участи в селекторном совещании мэров областных центров с Премьер-министром Денисом Шмыгалем, критически отозвался как о самом совещании, так и о финансовой политике Центра по отношению к регионам в условиях карантина. В своём Telegram-канале написал, что совещание было безрезультатным, а “города остались с урезанным бюджетом, ценными указаниями сверху и своими проблемами один на один”.
В ходе очередной сессии горсовета 22 апреля мэр снова послал центральной власти месседж негативной оценки её финансовой политики в регионах. Здесь сформировал два кейса: отказ поставить в повестку сессии вопрос об освобождении предпринимателей 1 и 2 групп от уплаты единого налога на время карантина и отказ созвать внеочередную сессию, чтобы организовать доплаты медикам Харькова из местного бюджета. Несмотря на призывы депутатов Игоря Черняка и Тараса Ситенко, Кернес решил на этих нуждах сэкономить. На помощь больницам из резервного фонда выделили всего 47 млн. грн, зато на реконструкцию зоопарка – 400 млн. грн. Объяснил Кернес отказ доплачивать медикам тем, что инфекционные больницы, определённые в качестве опорных для приёма больных с коронавирусом, находятся в обласном подчинении, а доплаты врачам должно финансировать государство. И снова продемонстрировал свой оскорбительно-площадный стиль, пообещав построить клетки за свои деньги для недовольных реконструкцией зоопарка.
Фото: Vgorode
“В копилку” апрельских “демонстраций” мэра можно добавить и весьма оригинальное решение, которое принял исполком горсовета 22 числа: наделить работников горсовета, районных администраций и коммунальных предприятий города полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением карантина, чтобы впоследствии направлять их в суды. Уполномоченные, в том числе, в составе комиссий, будут иметь на руках решение исполкома и на его основании контролировать выполнение гражданами карантинных органичений на улицах. Такой шаг объяснили тем, что выписанные ранее правоохранителями протоколы составлены неправильно и из-за этого в Украине нет судебных решений по ним. Насколько эффективной будет работа “дружинников исполкома”, – пообещали показать через время, когда они пройдут обучение и выйдут на патрулирование улиц города. Это решение фиксирует рост претензий городской власти на расширение своих полномочий и контроля на местном уровне.
“Партизанская война” на “Барабашово”
В апреле конфликт вокруг планов мэрии построить дорогу через рынок «Барабашово» не утихал, но из-за карантина принял формат “партизанской войны”, – баррикад и массовых драк не наблюдалось, зато были ночные поджоги и усиление давления мэрии на администрацию рынка под предлогом карантинных ограничений.
За месяц на рынке дважды вспыхивали пожары: первый – в ночь на 16 апреля, а второй – 26-го. В первый раз полностью сгорел двухэтажный павильон с десятью магазинами, а во второй – горели отдельные торговые точки. По факту первого пожара пресс-секретарь рынка сообщил, что это был поджог: возгорание произошло сразу в нескольких местах, пожару предшествовали сильный хлопок и световая вспышка. Полицией было открыто уголовное дело по ч. 2 ст. 194 Уголовного кодекса Украины (“Умышленное уничтожение или повреждение имущества”), что предусматривает до 10 лет лишения свободы. Сгоревший павильон расположен в начале запланированной мэрией дороги через рынок.
Рынок был закрыт на карантин одним из первых в городе, ещё 17 марта, после решения комиссии горсовета по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям о приостановке работы непродовольственных торговых площадок. Причём, на заседании комиссии было уделено пристальное внимание именно вопросу закрытия «Барабашово», как самого большого и рискованного объекта в плане распространения вируса. А пресс-служба “Барабашово” пожаловалась СМИ, что городская власть относится к рынку предвзято – по два раза в неделю устраивает проверки соблюдения карантинных мер, а на другие рынки не обращает внимания.
17 апреля на портале Prozorro был обнародован тендер от Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета на проведение работ по первой части дороги через «Барабашово» (от улицы Моисеевской до метромоста). Ожидаемая стоимость работ определена в сумме 98 млн. 355 тыс. грн., предложения принимаются до 5 мая, срок выполнения работ – до 31 декабря 2021 года. А 22 апреля на сессии горсовета было выделено 7 млн. грн. на первый этап строительства помещения «Городского торгового рынка», который организован Кернесом в качестве структуры, альтеративной “Барабашово”. Под её контроль планируется перевести предпринимателей, чьи павильоны попадают под снос из-за строительства дороги. Участок для “Городского торгового рынка” был выделен горсоветом ещё в декабре, и расположен между барабашовским авторынком и городским кладбищем № 3.
Со стороны предпринимателей и администрации “Барабашово” существенного сопротивления планам городской власти не наблюдалось: перед сессией горсовета возле гостиницы “Националь” и здания мэрии прошли небольшие пикеты, более масштабные митинги не проводились из-за карантина. Единственным всплеском активности барабашовских “инициативных групп” при участии нескольких десятков “спортивных парней” стало противодействие демонтажу торговых павильонов, произошедшее 28 числа. Но связано это было не со строительством дороги, а с позитивным решением Апелляционного суда по иску городской власти об обжаловании права аренды концерном “АВЭК и Ко” участка коммунальной земли, на которой стояли павильоны. Мотивация “защитников павильонов”, видимо, была такой высокой, что их не остановили даже противоэпидемические требования соблюдать социальную дистанцию и не собираться в общественных местах большими группами. Впрочем, частично карантинные ограничения они соблюли – все были в масках. В результате их действий работы по демонтажу были приостановлены.
Фото: Х.Салтовка
В апреле Александр Фельдман не вступал в открытую конфронтацию с Геннадием Кернесом по поводу дороги, в отличие от предыдущих месяцев. Ограничился размещением поста на своей странице в Facebook с критикой отказа мэра освободить предпринимателей от уплаты единого налога на время карантина. Обосновал критику наличием у городской власти права принимать такое решение и примерами других городов, где ставки единого налога были снижены до 0 гривен. А также обратил внимание на чрезмерность расходов мэрии на ремонт зоопарка и благоустройство города в условиях нехватки обеспечения больниц. Нардеп предложил ввести на время карантина мораторий на все решения городской власти, не касающиеся борьбы с коронавирусом, поддержки предпринимателей, медиков и незащищённых слоёв населения.
Таким образом, в этом месяце действия обеих противоборствующих сторон были в существенной мере обусловлены карантином. Причём, городская власть оказалась на более выгодной позиции в силу своих полномочий и продолжила выносить решения по этапам строительства дороги и “Городского торгового рынка”. К тому же – активно использовала карантин для ограничения работы рынка и усиления контроля над ним. В то же время, администрация рынка не могла организовать массовые протесты предпринимателей, как в предыдущие месяцы. В целом, выглядит так, что городская власть получила в конфликте дополнительные преимущества за счёт карантина, а сторона АВЭК – частично утратила механизмы давления на мэрию.
Губернатор Алексей Кучер, похоже, окончательно самоустранился от участия в конфликте. Его инициатива примирить оппонентов потерпела фиаско, и в апреле каких-либо публичных движений в этом направлении с его стороны не наблюдалось. А харьковская общественность в условиях переключения внимания на “коронавирусную” тематику довольно вяло реагировала на продолжение конфликта. Больше того, опрос пользователей, проведённый популярным Telegram-каналом TRUE.xa 26 апреля, показал преимущественную поддержку Кернеса: из 2651 человек, поучаствовавших в опросе, 51% выбрал ответ, что прав в конфликте он. За Фельдмана отдали голоса 16%, за необходимость оппонентам договориться – 28%, и ответ “закрыть рынок” выбрали 6%.
Резюме
Отметившиеся в тренде “карантинных раздач” политики и партии, а особенно харьковский мэр, использовали патерналистские ожидания электората, которые возросли в условиях тревожности и неуверенности, вызваных карантином и угрозой экономического кризиса. Несмотря на законодательные ограничения, в будущую избирательную кампанию сохранение неблагоприятных экономических и эпидемических условий может вызвать новый всплеск “гречкосейства” в виде раздач электорату востребованной «противовирусной» и продовольственной продукции.
Инициатива авторства Кернеса “Полк бессмерной победы” стала не только очередным примером эксплуатации электорального раскола в борьбе мэра за постсоветское большинство харьковских избирателей, но и месседжем для центральной власти об укреплении уверенности Кернеса в своих силах перед местными выборами, а также – о слабости харьковской ЗеКоманды и общеукраинской тенденции активизации «старой» региональной элиты в преддверии местных выборов. С аналогичным прицелом проводил Кернес в апреле и серию демонстративных презентаций своей «особой позиции» по ключевым вопросам карантинных органичений.
Уверенность Кернеса была усилена союзом с Александром Ярославским, которого он, вероятно, рассматривает не только в качестве вип-агитатора, но и как связующее звено с Офисом Президента, поскольку у Ярославского налажен в этом направлении прямой контакт.
И дополнительным фактором укрепления уверенности Кернеса стала поддержка местного электората, отображенная в различных опросах и социологических исследованиях, обнародованных в апреле. Наиболее видимыми стали результаты “Шестого всеукраинского муниципального опроса” группы “Рейтинг”. Они показали, что 49% харьковчан поддерживают политику Кернеса и считают, что его надо переизбрать на новый срок. По показателю одобрения мэра Харьков – на 4-м месте среди всех областных центров Украины. А на вопрос, в правильном или неправильном направлении идут дела в городе, 59% харьковских респондентов ответили, что в правильном. Если такое отношение электората сохранится до местных выборов, Кернес имеет неплохие шансы получить кресло мэра уже в первом туре.
В то же время, добиться монобольшинства в горсовете ему вряд ли удастся: только 26% опрошенных харьковчан планируют голосовать за “партию мэра”. Ещё 25% ответили “скорее проголосую”. Они – симпатики “антимайданных” партий с постсоветскими ориентирами, которые в силу разных факторов могут отдать голоса за близкие в идеологическом отношении политсилы – “ОПЗЖ” (старшее поколение) или “Партию Шария” (более молодые). Чтобы вернуть их расположение Кернес уже сейчас активизировался как в эксплуатации вопросов интерпретации исторического наследия, так и в “карантинных благотворительных раздачах”.
На апрельском этапе конфликта вокруг “Барабашово” городская власть получила преимущества в виде карантина, а возможности Александра Фельдмана и администрации рынка сопротивляться её решениям были ограничены запретом массовых собраний. В результате этого, а также самоустранения от участия в конфликте областной власти перевес в противостоянии существенно сместился на сторону мэрии.
Активность Кернеса в апреле – яркий пример, как в “карантинной” политике раскручиваются центробежные силы. Мэры крупных городов использовали карантинный кейс для повышения своей значимости. А “бледные” конкуренты в лице Зе-губернаторов, “виртуальность” представительств “Слуги народа” на местах и отсутствие весомого противодействия, в совокупности с хаотичными действиями центральной власти, создают у избирателей ощущение фундаментальности позиций региональных правящих кланов. В ракурсе местных выборов это может привести к тому, что электорат вновь проголосует за “старых” политиков, отбросив надежду на способность ЗеКоманды изменить политические расклады на местах.
Аналитический центр «Обсерватория демократии».
Материал подготовлен в рамках проекта «Promoting Democratic Elections in Eastern Ukraine», который реализуется при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание публикации не обязательно отражает точку зрения NED и является предметом исключительной ответственности Аналитического центра «Обсерватория демократии».
Комментарии