Игры “в субсидию”: кому они выгодны

Каждый месяц суммы в коммунальных квитанциях харьковчан и всех украинцев растут, платежки только “тяжелеют”, и, следовательно, увеличивается количество тех, кому уже не под силу платить за жилье.

“Заботливое” правительство поспешило успокоить народ, дескать, все меры по смягчению удара по бюджетам малоимущих семей приняты. Но широко разрекламированная программа предоставления всем нуждающимся субсидий на оплату услуг ЖКХ оказалась очередным мыльным пузырем. Объясню почему.

Во всем мире субсидии используются как временный инструмент, который помогает самым бедным слоям населения пережить реформы. Однако в Украине субсидии на оплату услуг ЖКХ оказались единственным результатом “реформ”. Это та самая сфера, в которой коррупция цветет буйным цветом.

Правительство, обязавшись поднять тарифы до “экономически обоснованных” и сократить бюджетные дотации монополий, придумало схему, предполагающую те же дотации из госказны, но теперь через адресные субсидии гражданам. При этом не изменилось ничего – монополизированный рынок неэффективен, тарифная политика непрозрачна, принципы ценообразования туманны, а о системном повышении энергоэффективности не стоит и вспоминать.

В целом, история с жилищными субсидиями вызывает больше вопросов, чем ответов. Минсоцполитики регулярно запрашивает у регионов информацию по кадровому обеспечению органов социальной защиты населения, и под видом прогнозируемого увеличения количества обращений о назначении жилищных субсидий просто навязывает жителям Украины субсидии. С чего бы это правительство собралось раздавать субсидии почти всем желающим и предоставлять скидку?

Очевидно, что власти намеренно хотят охватить субсидиями как можно больше населения по регионам, поскольку это даст возможность манипулировать миллиардными суммами. К примеру, в госбюджете-2017 на субсидии заложено 51 млрд грн, и эта сумма, как уверяют в Кабмине, может быть увеличена. При этом люди эти субсидии на руки не получают. Деньги поступают из госбюджета на счета предприятий-монополистов, поставляющих газ, электроэнергию, тепло, воду. А принадлежат эти монополии олигархам, которые когда-то за бесценок скупили их как “убыточные” у государства.

С каждым днем система субсидирования населения становится еще более неэффективной и работает исключительно на обогащение олигархов, в том числе российских. Государство радуется тому, что поддерживает высокое энергопотребление населения, и вкладывает в это баснословные суммы, чтобы это потребление сохранялось. Правительство отчитывается о том, что в декабре 2016 года, например, субсидии получили уже более 6,5 млн семей, или 43,6% к общему числу домохозяйств. И при этом власть активно призывает увеличивать эту цифру.

Разработаны целевые показатели охвата субсидиями населения, которые доведены до областей и городов. Они якобы говорят о том, что к системе субсидий нужно привлечь как можно больше граждан, которые нуждаются в такой защите. И вот задание от правительства – на местах увеличить число получателей субсидий, по каждой области, каждому городу выполнить эти показатели. По сути, Минсополитики просто заставляет увеличивать субсидии в угоду олигархам. А вот, собственно, и “чудо-распоряжение”:

tablica_markevich.jpg

В чем суть “игр в субсидию”? Когда граждане оформляют субсидию, государство “заботливо” начинает само платить по их коммунальным счетам – облгазам, облэнерго и т.д. Все эти организации являются частными компаниями-монополистами, в карманах которых оседают госрасходы. То есть граждане сами не видят денег, которые за них платит государство, деньги проходят мимо них и, как следствие, – граждане не сильно задумываются над этим процессом. А процесс более чем интересный.

Государство не смотрит, сколько реально потребляет гражданин, а платит за такое количество, которое вообще физически нереально за месяц сжечь. В 2016 году это было 5,5 кубометров газа в месяц на один квадратный метр жилья. Хотя фактически население не потребляет более 4-х, максимум 4,3 кубометра. Разница между реальным потреблением и нормативом настолько большая, а схемы разворовывания бюджета – очевидные, что привести норматив к реальным значениям стало требованием МВФ. И государство, вроде, как и пошло на уступки – в 2017 году норматив уменьшили с 5,5 кубометров до 5, что, тем не менее, все равно далеко от реального потребления.

Но мастера “игры в субсидию” нашли обходной путь – если дельта с каждого гражданина теперь меньше, нужно увеличивать количество граждан в системе субсидий. И вот “гениальное” решение: в 2016-м субсидиями пользовались около 6 млн семей, а в 2017 году правительство намерено позаботиться о 9 млн семей. Теперь понятно, откуда новая цель правительства привлечь такое количество домохозяйств в систему субсидий. Размер сверхприбыли должен оставаться прежним. И люди довольны, потому что не платят за отопление своего жилья, и государственные “Остапы Бендеры” в убытке не останутся.

С электричеством ситуация аналогичная. Широкоизвестная формула Роттердам+, которая делает наше электричество таким же дорогим, как и в Евросоюзе, при несравнимо более низких затратах на его производство, тоже приводит к сверхрасходам бюджета и сверхприбыли структур монополистов. Безумие действующей политики субсидий – налицо. Субсидии в сегодняшнем виде не только неконтролируемо кормят олигархов, но и не стимулируют получателей к экономии!

Какой выход? Полная монетизация субсидий и льгот. Если правительству так хочется раздавать деньги направо и налево, то лучше их вкладывать в утепление домов: высокоэффективные котлы, стеклопакеты для окон, пенопласт для утепления стен, двери и др. Тогда бы Украина добилась реального уменьшения энергопотребления. Это и есть инвестиция в энергоэффективность. Во-первых, это позволит создать стимулы и предоставить инструменты для украинцев по тепломодернизации своих зданий. Во-вторых, это создаст прозрачные и понятные для каждого отношения в цепочке “бюджет – субсидиант – поставщик услуг – поставщик энергоресурсов”, а также минимизирует коррупционные риски.

Теги:

Комментарии