Что такое факторинг

Конкурентная среда и борьба за рынки сбыта порождают различные виды посредничества между производителем и продавцом. Один из них — это факторинг (от англ. “factor” — торговый агент), который становится порой единственной альтернативой кредитованию, а также даёт возможность уверенно развивать бизнес, минимизируя риски от ненадежных партнеров. Обзор составлен на основе успешного опыта по внедрению услуги с сайта МТБ Банка.

Чем может быть полезен факторинг

Например, ваше предприятие производит продукцию, но у него нет собственных розничных магазинов для ее реализации. Торговые сети готовы взять товар на продажу, но при условии, что оплатят поставку только через полгода или более. Как правило, речь идет о крупных партиях и солидных суммах. Производителю нужно платить зарплату, рассчитываться за сырье и ресурсы. Не каждое юридическое лицо имеет на счетах свободные средства, которых хватит на оплату текущих и накладных расходов в долгосрочный период. В таком случае стоит обратиться к услугам посредника, который не только сразу оплатит произведенную отгрузку товара, но и возьмет на себя бремя по взысканию задолженности с торговой сети. Возникает цепочка: кредитор — фактор — должник, где каждая сторона имеет свою выгоду и обязательства. В качестве надежного фактор-агента может выступать банк или крупная финансовая организация, имеющие в штате опытных юристов и экономистов. Преимущества факторинга перед кредитованием делают его востребованным у широкого спектра производителей:

  • не требуется обеспечивать кредит залогом или поручительством;
  • возможность переложить хлопоты по возврату долга на квалифицированного партнера;
  • отсутствие жестких ограничений по целевому расходованию кредитных средств.

Основные типы факторинга

Выделяют три распространенных вида:

  • “с регрессом” — это когда риск неплатежей должника остается на кредиторе, а посредник ничем не рискует. Такой вид финансирования стоит недорого, но подходит только для надежных бизнес-партнеров;
  • “без регресса” — риск появления неплатежей и просрочек возлагается целиком на посредника, а кредитор гарантированно получает оплату. Такая услуга значительно дороже, но неизменно пользуется спросом. Совокупная доля сделок без регресса колеблется из года в год на уровне 60-70% от общей массы факторинговых договоров;
  • “форфейтинг” отличается вариацией оплаты: вместо перечисления средств от должника или кредитора используются векселя и аккредитивы. Этот тип встречается крайне редко и в основном за рубежом.

Недостатки факторинга

Для клиента комиссия за факторинг будет выше услуг кредитования в среднем на 6-10% — это недешевое удовольствие. Впрочем, окончательная сумма зависит от многих условий: уровня риска, корпоративной кредитной истории, объема денежных вливаний и т.п. Другим минусом можно считать небольшой срок сделки, поскольку фактор-агент не заинтересован в длительном финансировании своего клиента, а желает поскорее возвратить деньги и избавиться от рисков. Средний срок действия таких договоров обычно не превышает 100 дней.

Заключение

Подводя итог, факторинг — это набор услуг посредника по погашению задолженности за определенную комиссию. Предметом договора являются: предоставление финансирования, покупка прав требований, а также другие условия, заранее оговоренные сторонами. Более подробно ознакомиться с возможностями этого вида сделок можно на примере МТБ Банка (https://www.mtb.ua/ru/business/credits) или любой другой финансовой организации, заключающей с клиентами факторинговые договора.

Теги:

Комментарии