Защита окружающей среды превращается в один из главных вызовов для человечества. Можно по разному относится к самому юному «Человеку года» по версии Time Грете Тунберг и другим эко-активистам, но факт остается фактом: поведение людей в отношении экологии активно меняется по всему миру. Одновременно с этим тренд на экологичность все глубже проникает в различные сферы нашей деятельности.
В Европе уже много лет сортируют отходы, а показатели использования пластика неизменно сокращаются. К примеру, Швеция использует свои отходы и даже покупает их у соседних стран. Все больше жителей крупных городов стараются практиковать принцип zero waste, согласно которому многие вещи используются повторно, а количество создаваемого мусора сводится к минимуму.
Эко-тренд проявляется в сфере моды и питания. Проникает он и в другие области деятельности, где раньше о нем не задумывались, в том числе и в строительную индустрию.
Пока отстаем, но должны быстро научиться
Чуть ли не первоочередной задачей заботы об экологии называют переработку мусора. Для этого обязательно нужна правильная сортировка. Украина пока в этом направлении делает лишь первые шаги. Иногда — скорее печальные, чем полезные, когда у дома размещается несколько контейнеров для разных видов мусора, но приезжает за ними один мусоровоз и собирает все в кучу.
Европа в вопросах сортировки и переработки далеко впереди. Там это уже стало нормой и привычкой для большинства людей. Среди лидеров Швеция и другие скандинавские страны, которые не просто сортируют, но и используют мусор… для обогрева административных и жилых зданий.
Второй важный аспект экологичности — сокращение производства тех товаров, которые наносят вред окружающей среде. Соответствующие технологии уже развивают ведущие корпорации и популярные бренды. К примеру, начала выпускать безопасные для окружающей среды конструкторы и всемирно известная компания LEGO: вместо обычной пластмассы она использует биопластик.
Помимо производителей эко-тренда придерживаются и представители торговли. К примеру, в Амстердаме уже есть магазины, в которых полностью отказались от пластиковых упаковок. Между прочим, есть предпосылки для отказа от такой не экологичной тары и в нашей стране.
В декабре 2020 года Минприроды предложило законопроект о запрете распространения пластиковых пакетов, который затронет прежде всего предприятия розничной торговли. По мнению властей, принятие этого закона ускорит переход на более экологичные альтернатива, а именно бумажные или биоразлагаемые пакеты и многоразовые сумки.
Можно надеяться, что Украина в стремлении к экологичности начнет действовать активнее, а мы быстро научимся всему, что для жителей Западной Европы уже норма.
Питание и мода в формате eco-friendly
Среди компаний, которые одними из первых начали пропагандировать заботу об окружающей среды, выделяются представители сферы моды и питания. Так, например, производители одежды с мировым именем применяют все больше текстиля, сделанного из экологичных материалов. Также они находятся в поиске решений, которые позволят перерабатывать уже использованную одежду и обувь для создания новых товаров.
К примеру, в линейке Adidas уже есть прототип кроссовок, которые сделаны на 100% из биоразлагаемых волокон: то есть вреда от них для экологии не будет, даже если их специальным образом не утилизировать.
В индустрии продуктов питания эко-тренд проявляется по-разному. Во-первых, появляется все больше производителей органических продуктов. Причем отметку Organic в Европе может получить далеко не каждый продукт. Специальные лаборатории должны подтвердить, что при выращивании фруктов, овощей, круп, птицы не использовались химические удобрения, гормоны роста и антибиотики.
Во-вторых, внедряют в свою работу принципы eco-friendly и рестораторы. Даже в Украине есть заведения, которые придерживаются подхода zero waste. Они стремятся использовать продукты так, чтобы свести количество отходов к минимуму. К примеру, кожуру цитрусовых отдельные рестораны используют для приготовления варенья, а овощи нарезают так, чтобы отходов не было вовсе.
Экологичность в строительной отрасли
Постепенно проникает эко-тренд и в другие отрасли. Уже никого не удивить гибридными и электрическими автомобилями, приростом показателей выработки электроэнергии из возобновляемых источников, в том числе ветра и солнца. Все чаще люди интересуются эко-туризмом, появляются специализированные отели, не оставляющие отходов и/или пропагандирующих другие эко-фишки. Кроме того есть спрос и на целые эко-поселения, расположенные вдали городов и загрязненного воздуха.
Заботу об окружающей среде проявляет и строительная отрасль. В Украине есть компании, которые задумывались об экологии еще задолго до того, как это стало модным и превратилось в настоящий тренд. Одна из таких компаний — застройщик «Строй Сити Девелопмент» придерживается eco-friendly принципа в каждом своем проекте. И таким образом компания работает с момента своего основания — с 2010-го.
Применимо к строительству нацеленность на экологичность зачастую проявляется в двух аспектах
- Использование экологичных, безопасных для экологии и человека материалов. Это среди прочего и изделия, которые пригодны для последующей переработки и/или имеют в своем составе вторичное сырье. Объективным и максимально прозрачным критерием оценки данных материалов сегодня считается сертификация EPD (Экологическая декларация продукции). Если какой-то строительный материал получил соответствующий сертификат, то его не просто безопасно произвели, но и в процессе последующего использования он не нанесет вреда окружающей среде. Второй аспект немаловажен, ведь срок эксплуатации зданий и сооружений, как правило, достаточно велик.
- Ориентация на энергоэффективные технологии строительства, которые позволяют сократить потребление ресурсов в последующей эксплуатации объекта недвижимости. Для этих целей используются современные теплоизоляционные материалы, высококлассное остекление, вентилируемые фасады, высококлассные системы отопления, вентиляции и кондиционирования.
Компания «Строй Сити Девелопмент» во всех своих проектах использует упомянутые выше энергоэффективные технологии и экологичные материалы с сертификатами качества. Кроме того застройщик стремится внедрять эко-культуру в массы. Так во всех новых проектах «Строй Сити Девелопмент» устанавливает велопарковки, уличное освещение, работающие от солнечных панелей, заправочные станции для электрокаров и т.д.
Следует признать, что важнейший шаг к спасению экологии можно сделать лишь после перемен в поведении и мышлении, культурных изменениях у миллионов людей. Если мы захотим меняться и помогать нашей планете, то и научиться сможем быстро. Ведь уже хватает мастер-классов и тренингов по безотходному образу жизни (zero waste), ограниченному рациональному потреблению, поиску экологичных товаров. И все виды обучения — еще один актуальный эко-тренд.
Комментарии