Исторически культура казахстанцев тесно связана с кочевническими традициями. Это отразилось на характере местного спорта, правила которого передавались поколениями. Хотя сегодня сводки с турниров по кокпару и аударыспаку редко попадают в новости казахстанского спорта, такие дисциплины не забыты. Более того, они интересны не только историкам, но и тысячам энтузиастов, которые продолжают состязаться как их предки.
Кокпар: поло кочевников
Не секрет, что в прежние века жители Казахстана очень зависели от лошадей во всех аспектах: передвижении, охоте и военном деле. Без них люди бы не выжили, поэтому быт кочевников отобразился на широком привлечении четвероногих помощников к спортивным играм. Их старания были порой не менее важны, чем навыки всадников.
Кокпар (также известный как бузакши в соседних центральноазиатских странах), считается самым популярным и физически сложным традиционным спортом Казахстана. Его часто называют «поло кочевников»: в кокпар играют верхом на конях, стараясь отобрать у команды противников тушу козла и отправить её в подобие ворот (казандык).
Исторически и географически правила и разновидности кокпара существенно менялись. Сегодня чаще используют такие принципы:
- поле 220 метров в длину и 75 — в ширину;
- ворота означают флажками (вместо традиционного, но травмоопасного углубления — казандыка);
- у каждой команды на поле одновременно находится по 4 человека;
- всего в составе команды до 12 человек, количество замен не ограничено;
- играют 2–3 периода по 20 минут;
- вес козлиной туши («мяча») — 30–50 кг;
- запрещено бить и физически воздействовать на противника или его лошадь, блокировать коня противника, привязывать тушу к седлу;
- за нарушения полагаются штрафные броски и удаления.
Тушу неоднократно пытались заменить муляжом, но это вредит аутентичности и делает владение «мячом» слишком неудобным. Кокпар развивает не только волю к победе, но и командную работу, физическую форму, стратегическое мышление, уважение к лошади. Ранее в него играли охотники, оборонявшие добычу от волков, и соседние аулы, соревновавшиеся буквально «селом на село».
Кыз куу: погоня за девушкой
Гораздо менее жестокие и даже романтичные гонки на лошадях кыз куу — тоже дань прошлым традициям. Молодой человек должен догнать девушку, которой обычно даётся фора до 400 метров. Цель девушки убежать, а её преследователя — догнать и поцеловать соперницу. При ответном соревновании всё наоборот, только победительница получает право ударить соперника хлыстом.
Кыз куу символизирует не столько соревнование, сколько ухаживания и динамичную природу отношений. Исторически такие гонки помогали молодым людям показать скаковые навыки и пофлиртовать. Сегодня они остаются популярным развлечением на культурных фестивалях. На основе этого спорта создан и имитирующий его народный танец с одноимённым названием.
Байге: скачки на выносливость
Стайерские гонки на десятки километров издревле позволяли кочевникам протестировать тактическую смекалку, выдержку и взаимосвязь между всадником и его лошадью. Стартовая скорость и ловкость тут играют второстепенную роль, ведь самые короткие современные дистанции в байге составляют 5 километров, а в прежние годы распространены были скачки на 50 километров и больше.
Пересечённая местность на протяжении всей гонки — естественная особенность этого спорта (аламан бәйге), связывающая его с повседневной рутиной прежних поколений казахстанцев. Порой финишировать было не менее почётно, чем победить, особенно для совсем юных всадников.
Сегодня байге всё чаще проводится на ипподромах, в том числе, между разными возрастными группами (включая самых маленьких), для которых подбираются соответствующие, но отнюдь не лёгкие расстояния. На спортивно-культурных фестивалях соревнования могут проводиться даже в форме преследования за загонщиком, которому дают время оторваться.
Аударыспак: борьба верхом
Один из самых зрелищных видов спорта Казахстана — это аударыспак, который чаще называют разновидностью конных дисциплин, а не борьбы как таковой. Умение управлять лошадью и держаться в седле тут значит не меньше, чем сила и борцовские приёмы.
Такой вид единоборств зародился как способ поддерживать физическую форму в долгих подходах. Также в нём отобразились боевые навыки кочевников, которым часто приходилось защищаться или стараться свалить врага, сидя в седле.
Как бы там ни было ранее, современный аударыспак не разрешает применение какого-либо оружия или аксессуаров. Обычно схватка производится голыми руками, между двумя оппонентами (иногда большим количеством, как в реслинге). Побеждает тот, кто свалит соперника на землю, но сам останется в седле. Знатоки утверждают, что даже при разнице в росте и весе, один успешный приём способен в мгновение решить судьбу поединка.
Сегодня культуру борьбы верхом возродили не только как зрелищную диковинку на различных праздниках, но и в качестве профессионального спорта. Международные соревнования проводятся с 1997 года (против других стран с кочевническими традициями). В 2023 году в Казахстане была создана международная федерация аударыспака. Сама дисциплина включена в программу Всемирных игр кочевников (наряду с 20 другими видами).
Всемирные игры кочевников
Пятые по счёту соревнования состоялись 9–10 сентября 2024 года в Астане. Там были представлены также кокпар, байге и другие присущие кочевым народам виды спорта, связанные с метанием, стрельбой из лука, борьбой, конным спортом, поднятием тяжестей и даже настольными играми.
Следующие, уже шестые по счёту Всемирные игры кочевников состоятся в 2026 году в Киргизстане. Это отличный повод для Казахстана поддерживать и развивать традиции присущих ему видов спорта.
Комментарии