Харьков — все более инновационный и нацеленный на коммуникации город

Слово «умный» или «smart» сегодня используется не только применимо к различным гаджетам. Информационные технологии внедряются в самые разные сферы нашей жизни. Как следствие, от отдельных «умных» устройств мы все чаще переходим к более масштабным понятиям, таким как smart-city.

Инновационные проекты, реализуемые в Харькове, убеждают, что одной из актуальных задач на повестке дня для местных властей является превращение Первой Столицы именно в такой смарт-город. В нем целенаправленно внедряются новейшие технологии в различных областях, совершенствуются методы коммуникации и взаимодействия, всячески поощряются те, кто предлагает подобные идеи. Все эти «умные» новшества общегородского масштаба, по мнению депутата харьковского городского совета Александра Лобановского, объединены общей целью — улучшением качества жизни харьковчан, причем как уже сегодня, так и в ближайшей перспективе.

loban.png

Самый инновационный и «умный» в Украине

Работа по превращению нашего города в smart-city идет уже не первый год, по разным направлениям и на различных уровнях. Просто с приставкой «умный» Харьков начали упоминать чаще с 2018-го. Так, Первая столица первой в Украине в конце прошлого лета присоединилась к реализации проекта Smart City UA. Одной из главных его задач является внедрение интернет-технологий в различные сферы городской жизни, в том числе обеспечения безопасности, развития и работы транспорта, предоставления административных услуг, поддержания благоприятной экологической обстановки.

Уже осенью 2018 года на знаковом мероприятии, посвященном вопросам популяризации инноваций и технологий «умного» города, — Kyiv Smart City Forum 2018 — Харьков выиграл в номинации «Лучший инновационный город Украины». Такое признание Первая столица получила благодаря решению экспертов, которые оценивали городскую инфраструктуру в разрезе текущего присутствия и дальнейшего внедрения современных технологий.

Выигрыш в данной номинации стал хорошей мотивацией к дальнейшим действиям. Так, с тех пор в городе был создан «Офис реформ Харькова», а к реализации проекта Smart City UA подключены успешные международные компании и партнеры.

Привлечение харьковчан к построению «умного» города

В апреле 2019 года представители городских властей и «Офиса реформ» представили еще один проект под названием SMART talks. Это новый формат взаимодействия, нацеленный на привлечение горожан к созданию и внедрению информационных технологий в различные сферы жизни города. В рамках SMART talks планируется проводить встречи и обсуждать перспективы реализации тех или иных смарт-проектов для города.

В первом подобном мероприятии приняли участие предприниматели, представители местной власти и самоуправления, а также молодые люди из Молодежного совета. Спикеры презентовали свое видение «умного» Харькова, предложили проекты для реализации, в том числе информационной онлайн-системы, оповещающей о времени прибытия общественного транспорта. Участники живо обсудили каждую из представленных тем докладов, параллельно с выступлениями проводились интерактивные опросы.

Как пообещали организаторы, формат SMART talks продолжится и вскоре состоятся новые встречи, в рамках которых перспективные проекты и новшества обсудят все заинтересованные в инновационном развитии Харькова горожане.

Проект по открытию стартап-центра Startup Kharkiv

В апреле также был презентован еще один перспективный проект, целью которого является поддержка инициатив харьковской молодежи и продвижение инновационных идей. Речь идет о создании стартап-центра Startup Kharkiv. Он, по мнению основателей, является логичным дальнейшим этапом, очерчивающим проводимую последние три года работу по разным направлениям, а именно:

  • конкурсы инновационных проектов;
  • работа школы грантрайтинга;
  • предоставление муниципальных грантов для реализации отдельных старт-апов и т.д.

Предполагается, что созданный Startup Kharkiv прежде всего станет местом живого общения молодежи, у которой традиционно имеется немало оригинальных идей и предложений по улучшению жизни города. Собственно стартап-центр, который будет находиться недалеко от Нетеченской набережной и начнет работу уже осенью 2019 года, станет столь необходимой площадкой для встреч и общения. Для привлечения молодежи планируется заручиться поддержкой высших учебных заведений, департаментов горсовета и ведущих предприятий города.

Одной из главных задач, которые ставятся инициаторами муниципального стартап-центра, является помощь в реализации различных значимых для города инициатив и проектов. В начале списка по актуальности — построение «умного» города, то есть внедрение информационных технологий в городскую инфраструктуру.

loban2.png

К инновациям через эффективные коммуникации

В анонсированных и начавших свою работу в апреле 2019 года проектах (SMART talks и Startup Kharkiv) прослеживаются интересные общие черты. Во-первых, они оба нацелены на инновации и «умные» решения для города.

Во-вторых, к нововведениям планируется идти максимально осознанно и с вовлечением во все процессы главной заинтересованной стороны — самих горожан. Так, они могут как предлагать свои идеи и проекты, так и в целом влиять на принимаемые решения, участвовать в открытых дискуссиях и т.д. Акцент на коммуникации и взаимодействие исключает подход «инновации для инноваций». Любые «умные» технологии должны нести конкретную пользу, а в случае с нашим городом их ключевая цель сводится к тому, чтобы повысить качество жизни и общий уровень комфорта харьковчан. А значит, кто, как не сами жители Харькова, должны быть задействованы в процессах построения смарт-города.

Акцент на инновации через коммуникации кажется вдвойне оправданным и выигрышным для Первой столицы. Как минимум, потому, что по данным различных рейтингов и соцопросов, сами харьковчане высоко оценивают качество взаимодействия между местными властями и населением. Более того, по качеству оказания муниципальных услуг город среди лидеров в стране. Проявляется это на самых разных уровнях. Приведем несколько примеров:

  • в городе работает несколько горячих телефонных линий, по которым можно обращаться как к представителям коммунальных предприятий, так и непосредственно к местным властям, чтобы решать насущные проблемы;
  • в Харькове активную позицию в вопросах общения с населением занимают многие местные депутаты. В качестве примера можно привести Александра Лобановского, который регулярно проводит встречи с избирателями (как выездные, так и в общественной приемной), просит самих горожан сообщать ему и коллегам о вопросах, требующих его участия и помощи;
  • город успешен в реализации концепции «Прозрачных офисов» — центров предоставления административных услуг. Помимо расширения спектра сервисов, которые можно получить, проводятся работы и по повышению качества обслуживания людей. Так, к примеру, в апреле 2019 года был проведен семинар по правилам поведения и разрешению конфликтных ситуаций. Его целью стала разъяснительная работа с персоналом, разбор конкретных примеров того, как нужно предотвращать конфликты и спорные ситуации, чтобы посетители покидали центры админуслуг не с обидой и злобой, а с пониманием сложившейся ситуации.

Таким образом, проделывая серьезную работу по запуску смарт-проектов и привлекая харьковчан к вопросам создания «умного» города, местные власти делают Первую Столицу не просто еще более инновационной, но и более эффективной в вопросе качества коммуникаций.