ИТАЛЬЯНСКАЯ СЕРИЯ. ОСЕНЬ'2018, ЧАСТЬ 1. Lamborghini на воде: уникальная Riva Aquarama.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ASTONI
0

Итальянскую серию 2018 года мы начнем с материала, отдающего должное сразу двум маркам, созданным на Апеннинском полуострове: речь пойдет о катерах Riva и автомобилях Lamborghini...

_____________

Википедия дает следующее определение синергии: «усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов». Что ж, давайте рассмотрим синергию на примере культового производителя катеров и суперкаров — согласитесь, неплохой микс...

Они существовали, незримо дополняя друг друга: один создавал харизматичную, мощную технику для дорог. Второй творил для той же состоятельной публики, которая могла позволить себе технику первого — но уже в другой стихии: на воде.

И однажды эти миры пересеклись.

Но их встреча была бы невозможна, если бы не цепь событий, которые привели каждого из участкников этой истории в нужную точку в нужное время.

Итак, весной 1842 года одного рыбака из деревни Сарнико, расположенной на берегах озера Изео, судьба занесла в поселок Лальо, что на берегу озера Комо. Этого рыбака поразила работа 20-летнего парня, который занимался восстановлением своей лодки, пострадавшей от груза кирпичей. Парня звали Пьетро Рива — и заезжий рыбак пригласил его в Сарнико, чтобы Рива помог с ремонтом двух лодок, которые течением реки Оглио бросило на прибрежные камни.

До Сарнико было немногим меньше 140 км, но это не остановило Риву и он принял приглашение.

На протяжении 10 лет он трудился плотником. Качество работ Пьетро Ривы сделало его знаменитым — и в какой-то момент он перешел от ремонта лодок к их выпуску под собственным именем. Дело отца спустя годы подхватил Эрнесто Рива, который вернувшись после учебы в Лальо (том самом поселке, где в 1842 году его отца встретил заезжий рыбак) вместе с отцом открывает производство в новом, более вместительном помещении.

riva_ernesto-shipyard_s-e.jpg

Верфь Riva в 70-х годах 19-го века. Впереди — получение заказа на первую моторную лодку...

 

В начале 80-х годов 19-го века происходит эпохальное событие: Эрнесто Рива получает первый заказ на постройку моторной лодки, после успешного спуска на воду которой теперь уже верфь Riva строит и первую собственную лодку с механическим движителем.

Следующая эпоха в истории Riva связана с Серафино Ривой, сыном Эрнесто (и внуком основателя), который вынужден был принять руководство семейным предприятием после трагедии: 18 мая 1907 года во время строительства крупного судна под обломками рухнувших лесов Эрнесто Рива погиб.

Произошедшее явно сильно подействовало на Серафино: через три дня после гибели Эрнесто Ривы верфь возобновила работу. Но Серафино принимает решение отказаться от дальнейшего строительства транспортных судов и сосредоточиться на создании прогулочных лодок. Причем, особое внимание он решил обратить на новый тип лодок, возникновение которых было обусловлено началом массового производства малокубатурных моторов для маломерных судов.

А что может быть лучшей рекламой, чем гонки?

1 мая 1912 года Серафино промчал по глади родного для него озера Изео с невиданной для того времени скоростью: больше 24 км/ч! Чутье не подвело и этого представителя династии: новое направление неплохо развивается, и о скоростных катерах Riva узнает все большее количество заказчиков. В 1921 году Серафино женится, и 24 февраля 1922 года у него рождается первенец — Карло Рива, с которым в будущем будет связана четвертая, самая яркая эпоха в истории Riva.

serafino_riva_s-e.jpg

Серафино Рива (слева), 1937 год

 

К тому моменту второму главному герою этой истории — Ферруччо Элио Артуро Ламборгини — исполнится уже 6 лет (он родился 28 апреля 1916 года), но до покупки своего уникального катера от Riva будет еще очень далеко. Впрочем, уже тогда у этих великих итальянцев были общие черты характера: как и Серафино Рива, Ферруччо Ламборгини любил скорость — только на четырех колесах. Чего стоит одна его фраза о 220-сильной Maserati 3500 GT: «…она была не особо быстроходной — шла 220 км/ч, максимум до 230 км/ч при благоприятных обстоятельствах». Дело было, на секундочку, в 50-х годах прошлого столетия.

Помимо Maserati 3500 GT (которых у него было две штуки) в гараже синьора Ламборгини в разное время были 3-литровый 215-сильный Mercedes 300 SL «Gullwing», 3.8-литровый 265-сильный Jaguar E-Type I Series, который Ламборгини очень любил...

Но к 1958 году преуспевающий производитель сельхозтехники решил, что пора позволить себе Ferrari.

ferruccio_lamborghini_-15_s-e.jpg

Ферруччо Элио Артуро Ламборгини

 

Сначала он заказал себе 250 GT с кузовом от Pininfarina, затем у него была пара 250 GT от Scaglietti, а четвертой Ferrari стала 250 GTE 2+2 от Pininfarina.

По словам синьора Ламборгини, у всех его Ferrari была одна и та же проблема: со сцеплением. «Я хочу сказать, что пока ты ехал просто быстро, все было отлично — но стоило чуть поднажать, как сцепление начинало пробуксовывать. Куда это годится?!». О манере передвижения Ферруччо Ламборгини сказано выше: об автомобиле, на котором можно было держать скрость 220 км/ч, он отзывался как о «не особо быстроходном».

Тем не менее, он был уверен в своей правоте и высказал свои претензии на счет сцепления лично Энцо Феррари, когда в очередной раз приехал в Маранелло для приведения в порядок своей 250 GTE 2+2 Pininfarina.

ferrari_250_gte_coupe_pininfarina_2plus2_1961_s-e.jpg

ferrari_250_gte_coupe_pininfarina_2plus2_1961_s-e-2.jpg

ferrari_250_gte_coupe_pininfarina_2plus2_1961_s-e_interior.jpg

ferrari_250_gte_coupe_pininfarina_2plus2_1961_s-e_interior-2.jpg

Вот такая 3-литровая 12-цилиндровая 237-сильная 250 GTE 2+2 Pininfarina образца 1961 года и стала причиной встречи Ламборгини с Феррари

 

Дальше был уже ставшим легендарным ответ Энцо: «Ламборгини, я верю, что Вы с легкостью управляетесь со своими тракторами. Но, боюсь, Вы вряд ли когда-нибудь научитесь нормально управлять моими автомобилями». После чего Ферруччо Ламборгини больше никогда не показывался в Маранелло за рулем Ferrari, зато уже в октябре 1963 года на автосалоне в Турине представил первый прототип автомобиля уже под собственным именем, на создание которого потратили всего четыре месяца — Ламборгини хорошо понимал, что если конкурировать придется с Ferrari, действовать нужно максимально эффективно. И главной задачей было вызвать интерес публики, по возможности обзаведясь и первыми заказчиками.

Для проектирования кузова новой машины наняли гениального Франко Скальоне, перу которого принадлежат линии Alfa Romeo Tipo 33 Stradale.

lamborghini_350_gtv_prototype_for_turin-1963_3-4_front_drive_s-e.jpg

lamborghini_350_gtv_prototype_for_turin-1963_rear_s-e.jpg

lamborghini_350_gtv_prototype_for_turin-1963_interior_s-e.jpg

Ходовой прототип Lamborghini 350 GTV, подготовленный для Туринского автосалона 1963 года. Всего построили две таких машины

 

А знаете, кто отвечал за разработку двигателя новинки? Джотто Биццарини — тот самый, который в конце 50-х стал шефом отдела разработки спортивных автомобилей Ferrari (дорожная программа была отдельной) и непосредственно работал над 250 GTO (на сегодня этот автомобиль носит звание самого дорогого в мире). За шасси отвечал Джанпаоло Даллара, к тому моменту успевший поработать в Ferrari Maserati.

Думаете, Ламборгини хоть слово сказал о том, какой сладкой была месть? Как бы не так: «я предлагал им возможность работать у меня 5 лет — и не могу сказать, что обещал при этом золотые горы. Тем не менее, они регулярно засиживались на работе до 10 вечера — вот это и есть энтузиазм к тому, что ты делаешь». Кстати, позже к команде Ламборгини присоединятся парни из тестового отдела Alfa Romeo: основное рабочее время они тратили на работу для миланской компании, а вечерами работали в составе амбициозной команды Lamborghini.

Когда еще через 5 месяцев, в марте 1964-го, на автосалоне в Женеве представили будущую серийную Lamborghini 350 GT, ее кузов уже ощутимо отличался от показанного в Турине прототипа:

lamborghini_350_gt_1965_s-e_-3.jpg

lamborghini_350_gt_1965_s-e_-2.jpg

lamborghini_350_gt_1965_interior_s-e.jpg

Lamborghini 350 GT.  Всего выпущен 131 экземпляр. Photo by RM Sotheby's

 

Но главное, что когда еще через год и два месяца — т.е. в мае 1965-го — на Туринском автосалоне Lamborghini 350 GT дебютировала уже в качестве серийной модели, ее двигатель не претерпел серьезных концептуальных изменений: это по-прежнему был атмосферный V12 объемом 3464 см3, с шестью карбюраторами Weber в системе питания, которые обеспечивали отдачу на уровне 284 л.с. Машина предназначалась для высокоскоростной езды — такой, к которой привык синьор Ламборгини — и должна была обеспечить межсервисный пробег до 40 тысяч километров.

Этим же мотором, но с рабочим объемом, доведенным почти до 4 литров (3929 см3), в 66-м году укомплектовали и 23 экземпляра ранних Lamborghini 400 GT (эти машины еще называют 400GT Interim). Мощность такого двигателя составляла уже 320 л.с.

И вот тут нам пора вернуться к Riva. Ведь как уже было сказано выше, Серафино Рива привил семейному бизнесу скоростные черты. А его сын Карло, унаследовавший семейный бизнес в 1949 году, сделал его одним из материальных воплощений безупречного итальянского стиля.

И конечно, ценитель хорошей жизни Ферруччо Ламборгини просто не мог проигнорировать тот факт, что и на Итальянской, и на Французской ривьере появились фантастически красивые катера с подчеркнуто деревянными корпусами, вскрытыми лаком. 

Это была Riva Aquarama, девизом которой были слова «солнце, море, удовольствие от жизни». Как говорится, у меня непривередливый вкус — мне достаточно лучшего.

riva_aquarama_lamborghini_-2_s-e.jpg

Лодку представили в Милане, в ноябре 1962 года, в рамках специализированной выставки. А за шесть лет до этого Карло Рива привлек к работе дизайнера и архитектора Джорджо Барилани, с которым подписали контракт об эксклюзивном сотрудничестве на судостроительную тематику. Дальновидный получился шаг...

Строго говоря, Aquarama была эволюцией модели Riva Triton. Но видимо, именно новинка вобрала все то лучшее, чем отличались Riva. 8 метров длины, 2.6 метра ширины, 8 посадочных мест, два спальных места в носовом отсеке, подъемный защитный тент, два 185-сильных двигателя Chris-Craft, обеспечивавших крейсерскую скорость 73 км/ч.

riva_aquarama_1962_scheme_s-e.jpg

Первым, кого Карло Рива пригласил опробовать новую икону итальянского стиля, была икона этого стиля в человеческом обличье — Джанни Аньелли, глава концерна FIAT, который на тот момент владел половиной Италии. От него уже фанатели буквально все итальянцы и частично Европа (женщины сходили с ума, мужчины подражали его манере носить часы поверх рукава рубашки). Он, кстати, потом купил себе Aquarama.

Но Вы ведь не удивитесь, узнав, что Аньелли не был для Ламборгини авторитетом — и что Ферруччо захотел получить особенную Riva Aquarama? Еще более мощную и быструю, чем та модификация, которую предлагали за 10 млн 800 тысяч лир  «обычным» покупателям. И Вы уже почти наверняка догадались, что рассказ о ссоре Ламборгини с Феррари и о создании 12-цилиндрового первенца Automobili Lamborghini приведен выше неспроста...

ferruccio_lamborghini_and_carlo_riva-3_s-e.jpg

И на этом фото Ферруччо Ламборгини и Карло Рива пожимают руки не просто потому, что один купил у другого его продукцию. Все вышло намного интереснее: в начале 1968 года Ламборгини все же заказал себе лодку — но при этом пожелал установить на нее два двигателя от своих Lamborghini 400 GT! 

Учитывая, что и исходная Riva Aquarama оснащалась двумя довольно мощными двигателями, в пожелании синьора Ламборгини не было ничего невыполнимого и в мае 1968 года он забрал свою лодку, выполненную согласно оговоренной спецификации. Суммарная мощность моторов, один из которых для прямолинейного движения вращал винт вправо, а второй влево, составила 700 л.с.!

riva_aquarama_and_ferruccio_lamborghini_s-e.jpg

Впрочем, это стало известно уже по результатам проведенной реставрации. Она, увы понадобилась...

Riva Aquarama Lamborghini получила серийный номер 278 и прослужила синьору Ламборгини 20 лет, после чего в 1988 году он продал ее близкому другу семьи. Который решил, что два 12-цилиндровых двигателя — это перебор для Aquarama и поставил 8-цилиндровые моторы, которыми штатно комплектовалась эта модель.

В 1993 году прежний владелец Riva Aquarama Lamborghini умер и уникальная лодка на долгие годы оказалась забытой под брезентом в дальнем углу помещения судоремонтной компании.

Ее спасло то, что в общей сложности было построено 769 экземпляров Riva Aquarama — и владельцы, ценители досконально знают историю многих этих лодок. Конечно, не было тайной и то, что в 1968 году со стапелей Riva сошел совершенно уникальный образец, следы которого затерялись где-то в начале 90-х. И вполне закономерно, что один из почитателей и коллекционер Riva Aquarama d 2010 году все-таки нашел модификацию «Lamborghini». После чего нанял специалистов из голландской «Riva World», которые хорошо знакомы со множеством экземпляров этой модели, дав им задание: реставрировать Riva Aquarama Lamborghini до первоначального состояния.

К счастью, условия хранения были очень приличными и деревянная несущая основа, равно как и обшивка, не сильно пострадали. Так что после ремонта, шлифовки и нанесения не менее, чем 25 слоев лака, их действительно удалось довести до состояния «как у нового катера».

riva_aquarama_lamborghini_-3_s-e.jpg

А что касается возвращения на свои места оригинальных 12-цилиндровых моторов, то Сандро Зани, который возглавляет «Riva World», несколько раз ездил в Италию, где консультировался со специалистами музея Lamborghini. Благо, там имеется точно такой же атмосферный V12 объемом 3929 см3, какой установили на Riva Aquarama Lamborghini в двух экземплярах. Узнав о том, что нашлась уникальная лодка, принадлежавшая самому основателю Automobili Lamborghini, в Музее пошли навстречу и позволили разобрать имеющийся у них экземпляр мотора. Благодаря этому появилась возможность провести все необходимые замеры и в деталях ознакомиться с особенностями моторов именно для Riva Aquarama.

riva_aquarama_v12_engines_s-e-2.jpg

После этого были закуплены два 12-цилиндровых двигателя (один из них нашли в Штатах) и работа закипела. Без преувеличения, неоценимую информацию предоставил Лино Моросини, который в 60-х руководил отделением двигателей Riva и непосредственно участвовал в создании Riva Aquarama Lamborghini. Помощь оказал и Боб Уоллес, который был заводским испытателем Lamborghini и хорошо знал особенности двигателей из Сант-Агата Болоньезе.

В общей сложности на реставрацию ушло 3 года. Зато какая в итоге получилась красотища!!!

Во время испытаний, проведенных после реставрации, отреставрированная Riva Aquarama, построенная специально для Ферруччо Ламборгини, развила скорость порядка 48 узлов, что соответствует примерно 90 км/ч. Т.е. перед нами самая быстрая из всех выпущенных Riva Aquarama!

riva_aquarama_lamborghini_-7_s-e.jpg

На сегодня в числе персон, владевших Riva Aquarama, значатся Аристотель Онасис, Бриджит Бордо, Джанни Аньелли, Кирк Дуглас, Лиц Тэйлор, Принц Монако Ренье, Софи Лорен, Тед Кеннеди, Шон Коннери... И одному Богу известно, кто еще из числа знаменитых или предпочитающих держаться в тени личностей, оказывающих непосредственное влияние на окружающий нас мир, не устоят перед очарованием Riva Aquarama. И хотя среди них будет все меньше людей, которые творили в одно время с Энцо Феррари, Ферруччо Ламборгини или Карло Ривой, это не делает Riva Aquarama менее красивыми или быстрыми...

 

Автомобильное Бюро Sport-Engine специально для NewsRoom Kharkiv

иллюстрации Maurice Volmeyer Fotografie, Automobili Lamborghini S.p.A., из архива Riva

 

Материал подготовлен при поддержке Astoni бренд мужской одежды, сочетающий в себе выдержанную временем классику, современные ткани и технологии производства, а также демократичную цену.

Made in Ukraine.

Задать интересующие вопросы можно по телефонам:

+38 050 405 39 39

+38 068 366 84 30

www.astoni.com.ua

astoni_logo_521-100.jpg

 

Юрий Бугаев