Стать против ветра. Почему фейк о Кернесе дал обратный эффект

Аватар пользователя Александр Костенко
Александр Костенко
0

Три дня назад украинский сегмент интернета захлестнул ковровый вирус: Геннадий Кернес запретил исполнять государственный гимн в здании мэрии. Или вот еще кошернее: Кернес назвал гимн Украины "речевкой". Десятки сайтов и пабликов в соцсетях разнесли тему, вызвав адовый разрыв у комментаторов.

Фидбэк был колоссален. Ленты патриотических групп, заваленные ссылками от различных пользователей, пухли от гневных комментариев. Лишь единицы пытались указать, что креатив говно, ибо видео датировано 10 июля сего года, но их голос тонул в возмущенном "какая разница, когда это сказано; главное – что это сказано". За относительной эмпирической справедливостью этого тезиса остался незамеченным главный медийный контекст, присущий любому вирусу: кому выгодно.

Итак, первой эта информация появилась в 12:05 6 декабря на сайте РБК-Украина, и даже не на самом РБК, а на страничке его информационно-развлекательного проекта Styler, в рубрике Жизнь. Певучим, неновостным слогом автор описывает произошедшее, но времени не уточняет, говорит лишь "кто-то вспомнил ситуацию, случившуюся в Харьковском совете осенью. Тогда местные активисты пришли в сессионный зал, чтобы понаблюдать за тем, как работают депутаты". К зарисовке приклеено видео с youtube-канала пользователя АТО Донбасс, где ролик датирован 5 октября.

В 14:09 выставился сайт Новый регион – то же самое видео было помещено в одноименную рубрику с сухой новостной подводкой, Кернеса лишь тактично назвали "скандальным". В тексте также отсутствует упоминание времени произошедшего. Спустя три с половиной часа, в 17:47 новость появилась на сайте Диалог.ua, где ее уже усилили гневной патетикой.

"При этом на протяжении всего звучания гимна Кернес с места даже не поднялся, что подтверждает появившееся на Youtube-канале видео", - передает, видимо, не знакомый с местной спецификой корреспондент Диалога.

Вопреки словам издания, сию сцену подтверждает видео не с Youtube, а с малопопулярного видеохоста videochart.net, выложенное пользователем kelmen01, чья страница на данный момент удалена. На его же видео ссылается и следующий в хронологии сайт elise.com.ua, известный информационный сливной бачок с недешевым тарифом на размещение джинсы – здесь новость появляется в 18:38, и ее авторы также возмущены, что харьковский мэр не исцелился от звуков государственного гимна. Первую пятерку замыкает ресурс ipress.ua, также позаимствовавший видео на Youtube у пользователя АТО Донбасс.

А в 21:09 обрезанный кусочек видео со студийной подводкой дает телеканал 24. "Произошло это прямо на его [харьковского городского совета] первом заседании", - уточняет ведущая в студии, подразумевая, очевидно, первую сессию нового созыва, состоявшуюся 18 ноября. Далее, со ссылкой на канал 24 в течение полусуток эту новость разносят как центральные украинские, так и днищевые фейкометные ресурсы типа Рупор.инфо или Политрады. Из наших крупных отличаются Эспрессо, Обозреватель, Газета.ua, ТСН, Факты ICTV, а также российские Московский комсомолец, Русвесна и Новости ДНР.

Между тем, мало кому известно, что несколько дней назад в Харьков приехала съемочная группа телеканала 24, аффилированного с лидером партии "Самопомощь" Андреем Садовым. В местных журналистских кругах на условиях анонимности рассказывают, что киевские коллеги хотели снять "что-то о Кернесе", в частности, интересовались распилом бюджетных денег на строительстве дорог.

Говорят, что в итоге они нашли общий язык с одним из молодых представителей "Самопомощи" в Харькове, однако делу это не помогло – харьковские дороги в воскресный сюжет канала 24 не вошли (а жаль, кстати), зато вошел обрезок ролика. Того самого, опубликованного 5 октября с записью сессии от 10 июля. Особо внимательные могут видеть, как в момент исполнения гимна активисты стоят в футболках и рубашках с короткими рукавами. Не особо внимательные могут просмотреть полную запись трансляции июльской сессии и убедиться, что фрагмент со словами Кернеса "не мешайте работать" взят именно оттуда.

Сама так называемая новость выполнена в риторике радикальных патриотических групп, с которыми "Самопомощь" ситуативно задружилась сразу же с первой сессии новой каденции. Именно тогда представители "Громадськой варти" Валентина Быстриченко потребовали, чтобы секретарем горсовета был выдвинут Тарас Ситенко, кандидат в мэры от "Самопомощи", а вечный и не очень удачливый оппозиционер Дмитрий Маринин в комментариях прессе утверждал, что нет фракции милее, румянее и белее, чем фракция "Самопомощи". Тогда такая блокировка с оппонентами Кернеса выглядела как минимум странной, потому что сама новосформировавшаяся фракция всячески демонстрировала свою лояльность мэру и даже скрестила с ним бокалы на фуршете по окончании сессии – от этого факта особенно пригорело у некоторых оппозиционеров.

Источники в харьковской мэрии отказываются вдаваться в подробности, но уточняют, что "Самопомощь" могла...". По их словам, не стоит вычеркивать штаб СП из вероятного списка инициаторов только потому, что те вынуждены соблюдать публичный нейтралитет с большинством Геннадия Кернеса в совете. Недавний же визит телевизионщиков из Киева не то что бы напрямую свидетельствует об умысле, но доставляет в череде случайных событий. Так или иначе, с новостной ленты канала 24 стартуют многочисленные перепосты этой информации. На то, что в свое время эта же новость гремела в информпространстве, вдруг закрыли глаза все выпускающие редакторы.

Руководитель пресс-службы Кернеса Юрий Сидоренко отписал в фейсбуке: "Какой-нибудь в прошлом кандидат с отбитой головой дал десять копеек какому-нибудь паблику... тот разместил, а дальше заработал вентилятор", намекая на экс-депутата горсовета Анатолия Родзинского, поврежденного недавно неизвестными, однако в этом предположении скорее больше личного, нежели рационального. Борец-одиночка Родзинский вряд ли самостоятельно потянул бы такую широкую кампанию – как стратегически, так и финансово, поэтому Сидоренко здесь скорее делает комплимент Анатолию, наделяя его несуществующими возможностями и талантами.

Харьковская же "Самопомощь" оказалась многограннее, нежели стремилась выглядеть раньше. Отказавшись от публичного образа пламенных оппозиционеров в горсовете (хотя большинство харьковчан видели СП именно в этом статусе), Самопомощь одной рукой поднимает бокал "за Кернеса и плодотворное сотрудничество", а другой набрасывает на вентилятор. Это занимательная игра, но очень опасная для новичков в харьковском политикуме. Геннадий Адольфович как опытный политический флюгер очень не любит двурушничества со стороны других, и ответочка может не заставить себя ждать.

Одновременно "Самопомощь" сыграла на руку самому Кернесу: в соцсетях уже ширятся разговоры, что совсем плохи дела у харьковских оппозиционеров (или же совсем хороши у мэра), если для антирепутационной клизмы не нашлось ничего посвежее, чем ролик пятимесячной давности. Обратный эффект достигнут, и теперь каждый раз, когда интернет-ресурсы расшаривают новость с телеканала 24, Кернес потирает руки, занося еще один факт зашквара в досье молодой партии. "Самопомощь" не учла главного: желая помочиться на врага, не забудь стать по ветру.