Время неумолимо идет к осени и зиме, а это значит, что с приходом холодов уровень проявления социального недовольства возрастет: люди просто не смогут оплачивать тепло в их домах, горячую воду, водоотведение и другие жилищно-коммунальные услуги.
Несмотря на широкую программу субсидий, повышение тарифов больно ударит по бюджетам порядка 70% семей, поскольку многие по разным причинам не смогут воспользоваться этими субсидиями. Таким образом, это скажется на уровне жизни и покупательной способности подавляющего большинства украинцев. И если тарифы на газ и электроэнергию регулируют центральные органы власти, то остальные формируются местными предприятиями, оказывающими услуги ЖКХ, и лишь формально утверждаются профильной Национальной комиссией. Вот как раз на местный, региональный уровень и стоит взглянуть повнимательнее – ведь устанавливают их КП, находящиеся под полным контролем нынешнего городского головы Геннадия Кернеса. Давайте же, как говорится, «вспомним их поименно».
КП “Харьковские тепловые сети”
Предприятие имеет миллиардные обороты (2,68 млрд. грн. – это только стоимость тепловой энергии, отпускаемой в 2015 году населению), но это мало влияет на эффективность его деятельности. Наоборот, постоянно завышаются затраты, время от времени происходят скандалы, связанные с нецелевыми тратами средств, полученных от потребителей, а также со злостной неоплатой потребленных энергоресурсов (в первую очередь – газа). В частности, в 2013 году уровень расчетов КП “ХТС” за природный газ составил 63%, в 2014 году – 83%. Это при том, что уровень оплаты потребителями услуг “Харьковских теплосетей” в эти годы был выше 90%. Надо также заметить, что КП “Харьковские тепловые сети” уже даже не годами, а практически десятилетиями уклоняется от обязательного, согласно действующему законодательству, заключения договоров с потребителями.
КП “Харьковводоканал”
Предприятие осуществляет водоснабжение и водоотведение по нереальным нормам потребления, которые являются едва ли не самыми высокими не только в Украине, но и в мире – 11 300 литров воды в месяц на одного человека (включая стариков и грудных младенцев). Для примера: норма потребления горячей и холодной воды в Днепропетровске составляет 9.98 м.куб., в Житомире 6,2 м. куб, Ужгороде – 6 м.куб., в Херсоне – 8,10 м.куб. Список можно продолжить. Городские власти утверждают, что названная “харьковская” норма была просчитана специалистами одного уважаемого института. Может быть. “За царя Панька”, когда кубометр воды стоил 6 копеек, и никому в голову не приходило проверить правильность таких расчетов. Сегодня же уровень жизни людей требует не только пересмотреть эти нормы, но и обосновать каждую копейку повышения тарифов. Формирование цен за услуги должно быть прозрачным, и мы должны заставить руководство “Харьковводоканала” обнародовать свои расчеты и доказать необходимость повышения.
Пока же харьковчане оплачивают безалаберность, нерасторопность и откровенный “пофигизм” этого предприятия, а также бесконечные, вовремя не ремонтируемые течи. На фото, предоставленных жильцами дома №42Б по ул. Академика Павлова – ручей, который журчал около двух недель и разлил по округе сотни кубометров воды. Кто за них заплатит, угадайте?
При этом и КП “Харьковводоканал”, и его правопредшественник КП “Вода” активно противодействуют учету своих услуг, максимально усложняя процедуру установки и поверки счетчиков. Также есть много данных, что поставляемая данным предприятием вода не соответствует установленным стандартам качества питьевой воды (несмотря на то, что с харьковчан взимается оплата, как за качественную услугу). По всей видимости, харьковчане уже оплатили за несколько лет вперед реальные услуги этого предприятия.
КП “Жилкомсервис”
Пожалуй, самая “магическая» структура в “созвездии” коммунальных предприятий города. Формально осуществляет оказание услуг по содержанию домов и придомовых территорий, а фактически – играет роль главного финансового “пылесоса” нынешнего руководства горсовета. Мне известно, что уже много лет тысячи харьковчан пытаются добиться от руководства “Жилкомсервиса” простых ответов на простые вопросы: на что идут их деньги, какие конкретно оказываются услуги и выполняются работы в том или ином многоквартирном доме. К сожалению, ответов на эти вопросы нет. Фактически “Жилкомсервис” собирает с жителей города не оплату за услуги, а некую “дань” по факту их проживания в городе Харькове. При этом на оказание заявленных услуг (если судить по официально предоставляемой КП “Жилкомсервис” информации) тратится мизерная часть этой “дани” или не тратится ничего. В то же время правоохранительными органами фиксируются многомиллионные перечисления денег в адрес предприятий, имеющих признаки фиктивности.
“Единый генетический код” харьковских коммунальных предприятий
Здесь, конечно же, перечислены далеко не все городские предприятия ЖКХ, а лишь основные. Но в целом деятельность харьковских предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, имеет целый ряд общих черт.
Во-первых, их деятельность абсолютно не прозрачна. Несмотря на то, что и КП “Харьковские тепловые сети”, и КП “Харьковводоканал”, и КП “Жилкомсервис” являются собственностью территориальной громады Харькова (т.е. общей собственностью всех жителей города), мало кто видел отчеты об их деятельности (прежде всего финансовой). Не только граждане, но даже депутаты горсовета годами не могут получить у руководства города финансовые отчеты данных предприятий, не говоря уже об информации по количеству и стоимости конкретных работ по оказанию услуг в разрезе отдельных домовладений.
Во-вторых, непрозрачность формирования тарифов на услуги. Крайне недоступными для граждан и даже для депутатов остаются реальные расчеты, на основании которых подаются документы в регулирующие органы на утверждение коммунальных тарифов.
В-третьих, воинствующее нежелание устанавливать цивилизованные равноправные отношения между поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Коммунальные предприятия города предпочитают либо годами и десятилетиями оказывать населению “бездоговорные” услуги (как это делают КП “Харьковские тепловые сети” и КП “Харьковводоканал”), либо внезапно объявить всех жителей города Харькова (независимо от их воли и желания) подписантами т.н. “публичного договора” и, соответственно, своими должниками по гроб жизни.
В-четвертых, завышение количества и качества услуг при постоянном противодействии их контролю. Отказ в предоставлении соответствующей информации. Не могу не привести совсем уж анекдотичный случай: харьковчане, жители одного из домов, в течение почти года вели переписку с руководством “Жилкомсервиса” и Харьковского горсовета с целью узнать информацию, какова их придомовая территория, чтобы проконтролировать оказание услуги по ее уборке. Суть ответов городских и коммунальных чиновников свелась к следующему: а) вам эта информация в принципе не нужна (!), б) информация о придомовой территории (за уборку которой, повторюсь, взимается оплата) является служебной информацией с ограниченным доступом (!!) и не подлежит разглашению (!!!).
В-пятых, имеются серьезные подозрения (за последние полгода они неоднократно подтверждались правоохранительными органами), что так называемые “излишки” средств от завышения стоимости услуг являются предметом сомнительных финансовых операций, имеющих конечной целью их обналичивание и, соответственно, – обогащение за счет харьковчан вполне определенного круга лиц.
Резюме
К сожалению, харьковчане не всегда отдают себе отчет, что увеличенные платежки за тепло, воду, содержание домов, вывоз мусора – это во многом результат их собственного волеизъявления в 2006 и 2010 годах на выборах в горсовет. Напомню, что именно тогда (в промежутке как раз между 2006 и 2010 годами) в городе сформировалась нынешняя система “выкачивания соков” из рядовых потребителей в виде завышенных в разы коммунальных платежей.
Считаю, что при нынешнем руководстве города Харькова его коммунальные предприятия (и в первую очередь – предприятия ЖКХ) все более вырождаются, формируя в своем составе организованные преступные группировки по немотивированному выкачиванию средств из населения. Такой характер “деятельности” этих предприятий имеет негативные как технологические (деградация производственной базы, необходимой для жизнеобеспечения города Харькова), так и социальные (снижение уровня жизни через рост тарифов и ухудшение качества услуг) последствия.
Поэтому необходимо коренное реформирование сектора ЖКХ города Харькова, а именно:
– немедленный полный аудит всех коммунальных предприятий Харькова, в первую очередь – трех названных монополистов: КП “Харьковские тепловые сети”, КП “Харьковводоканал” и КП “Жилкомсервис”, включая проверку отдельных “подозрительных” платежей и их оснований, проверку расчетов для формирования тарифов, проверку соответствия реальных затрат предприятия заявленным при формировании тарифов и т.д., проверку возможности оптимизации ресурсных затрат каждого предприятия,
– публикация данных аудита, регулярная публикация финансовой отчетности и расчетов по формированию тарифов, открытие информации об оказываемых услугах для каждого потребителя,
– изменение формата отношений между поставщиками и потребителями услуг ЖКХ, проведение компании по заключению равноправных договоров, обеспечение возможности установки счетчиков,
– проведение публичного конкурса, с привлечением экспертов от общественных организаций, на замещение должностей руководителей основных коммунальных предприятий города,
– формирование при Харьковском городском совете общественного совета по вопросам ЖКХ из числа представителей общественных организаций – для контроля за деятельностью
коммунальных предприятий в сфере формирования тарифов, количества и качества оказываемых услуг.
Есть все основания полагать, что внедрение всех этих мер позволит не только существенно повысить качество жилищно-коммунальных услуг, но и снизить действующие тарифы на них.
У нас городская власть очень любит дешевый популизм – то, что делается очень быстро и нравится людям: поставил лавочку, посадил цветочек, посадил деревце. Это все хорошо и это все нужно делать. Но! Не такой ценой и не в том порядке. Сначала нужно заняться коммунальными сетями и внутриквартальными дорогами.
Комментарии