Как харьковчане первый пожарный автомобиль покупали

Аватар пользователя Андрей Парамонов
Андрей Парамонов
0

В начале XX века задумали в Харькове приобрести современную спецмашину для пожарных. Причем решили подойти к этому делу обстоятельно. В 1913 году Харьковский пожарный комитет вел переговоры с рядом фирм, которые предлагали пожарные автомобили.

Председатель комитета Петр Пантелеймонович Кулжинский ознакомился со многими моделями, но больше всего его поразили автомобили французской фирмы Delahaye (Делагэ).

Пожарная команда Парижа на тот момент была оснащена 62 автомобилями этой марки. Причем каждый из них мог везти от 2,5 до 3 тонн полезного груза, а вместе они благодаря современным помпам могли выбрасывать 100 тысяч литров воды в час.

delahaye_werbung_schostakowski_1.jpg

Фирма предлагала первый год использовать свой автомобиль Delahaye 39-AP бесплатно. Затем, последующие два года, харьковская городская дума должна была выплатить за спецмашину по 6 тысяч рублей. После того, как чиновники дали бы свое добро, во Францию в город Тур планировали отправить персонал для обучения обслуживания автомобиля. Автомобиль хотели разместить в здании 2-й (Николаевской) пожарной части, которая освобождалась, после перевода пожарного обоза в новостроящуюся пожарную часть на ул. Шевченко.

Вот только дело видимо закончилось ничем, так как в июле 1914 года немецкая фирма "Бюссинг" доставила в Харьков из Москвы и продемонстрировала пожарному комитету и членам городской управы свой пожарный автомобиль. Спецмашина, созданная на основе военного тягача, имела большие возможности по сравнению с "Делагэ". Автомобиль доставили через Торговый дом "Герлих и Гольдберг", который располагался по ул. Рыбной №34. Продвигал покупку этого авто Дмитрий Осипович Гольберг. Чиновники решили купить спецмашину, но тут началась Первая мировая война. Технику вернули в Москву,  после чего конфисковали и передали Московской пожарной охране. Харьковский пожарный комитет предлагал городской думе выйти с прошением к Московскому градоначальнику с просьбой вернуть автомобиль Харькову, но дума не решилась на такой шаг.

horh2.jpg

Пожарный автомобиль немецкой фирмы "Хорьх"

Были и другие варианты. Так, Степан Михайлович Бабашев в 1912 г. открыл по ул. Екатеринославской, 19 представительство по торговле специальными автомобилями. В первую очередь он продавал грузовики, которые у него наряду с легковыми автомобилями были на складе, а уже под заказ привозил автобусы, почтовые, медицинские и пожарные автомобили. В 1914 г. Бабашев предлагал городу приобрести пожарный автомобиль немецкой фирмы "Хорьх", позиционируя его как самый лучший в мире, но заключению и этой сделки помешала Первая мировая война.