Новая система СМКОР "перекроет" серые схемы с НДС? Мнение экспертов и прокурора Фокина

В конце 2017 года работа "сырой" системы блокировки налоговых накладных (системы мониторинга критериев оценки рисков или сокращенно СМКОР) была приостановлена. Перед Государственной фискальной службой Украины была поставлена задача оптимизировать ее таким образом, чтобы с одной стороны не мешать бизнесу эффективно работать (сократить число неоправданных блокировок документов от добросовестных предприятий), а с другой - эффективно бороться с хищениями НДС (прежде всего схемами "скруток"). Ее система была подготовлена к запуску в конце марта. На фоне той, что изначально создавали в Министерстве финансов, ее называют более интеллектуальной, избирательной и учитывающей интересы честного бизнеса.

О том, в чем отличия новой СМКОР от старой, и в действительности ли она поможет решить проблему хищений НДС, мы и поговорим, опираясь на мнения предпринимателей, экспертов и даже прокурора Сергея Фокина, расследующего преступления в финансовой сфере и представляющего отдел надзора за соблюдением законов органами фискальной службы управления надзора в уголовном производстве Харьковской областной прокуратуры.

Против "скруток"

Главная цель обновленной СМКОР, как и первой ее версии - это предотвращение злоупотреблений с налогами. Основная "мишень" сейчас - это "скрутки" НДС. Мы попросили прокурора Сергея Фокина простым и понятным для каждого читателя языком рассказать, что же это за противоправная схема:

"Предположим, есть импортер бананов, который официально завозит их из Африки. Он их продает розничным магазинам и торговцам на рынках, не использующим кассовые аппараты. Импортер получает наличные средства, а также решается на дополнительное обогащение через схемы "скрутки" НДС. Так, он через посредников продает документы на завезенный товар другой компании, которой эти бананы вообще не интересны (она заинтересована в получении возмещения по НДС от государства или же снижении обязательств по налогам на эту сумму)".

Как показывает практика, отмечает Сергей Фокин, подобные схемы являются чуть ли не самым популярным методом хищения налога на добавленную стоимость в Украине.

И как раз с ними позволяет бороться система блокировки накладных. Так, одно дело, если упомянутые бананы закупает сеть супермаркетов, а совсем другое - строительная компания. В последнем случае блокировка практически неизбежна. Правда, первая версия СМКОР, как вспоминают многие предприниматели, блокировала и абсолютно нормальные документы, что и не позволяло бизнесу нормально работать...

Новая версия системы блокировки лучше старой?

Специалисты и бизнесмены сходятся во мнении, что предложенная Государственной фискальной службой доработанная СМКОР стала более грамотной и избирательной в плане выявления подозрительных накладных и удобной для представителей бизнеса. Как отмечают бухгалтера отдельных предприятий, идеальной ее считать, конечно же, нельзя, но и работает она всего 3 недели, а процент необоснованных блокировок в действительности минимален.

Задачей системы блокировки, как считают представители Института общественно-экономических исследований, является выявление подозрительных налоговых накладных. К их числу относятся:

молодость компании, подающей документы (работает меньше 3 месяцев);

подозрения в подставном характере руководства (аналогичную должность директор занимает еще в 3, 5 или даже 10 юридических лицах;

отсутствие активов и одновременный рост оборотов операций.

Подобных налогоплательщиков, как уверяют в Департаменте мониторинга доходов и учетно-отчетных систем, СМКОР будет проверять особо внимательно. А вот представители реального сектора (продают товары конечным пользователям, имеют налоговую нагрузку 3+%), которые имеют позитивную историю (репутацию), наоборот, будут подвергаться минимальной проверке.

Как отмечают представители Украинского союза промышленников и предпринимателей, новая система блокировки учитывает рисковость не только отдельных операций, но и налогоплательщиков, что снижает вероятность ошибочных блокировок.

Плюс кроме минимизации случаев ошибочных блокировок, обновленный СМКОР предполагает более простой механизм разблокировки и возможности оспаривания "на местах". Более того, если поданы все необходимые документы налогоплательщиком, а комиссия не рассмотрела спорный вопрос, то автоматически осуществляется регистрация накладной на 6 дней.

В целом, в плане удобства для бизнеса новая система по прошествии первых недель работы выглядит существенно более сбалансированной и дельной. Вопрос только в том, станет ли она действенным методом борьбы с уклонением от налогов.

По "скруткам" рано делать выводы

Идеализировать новую систему блокировки в аспекте ее противодействия теневым схемам ведения бизнеса и уклонения от налогов, наверное, не стоит. Так считает и прокурор Сергей Фокин, и многие эксперты, которые не относят себя к противникам СМКОР.

Есть и более категоричные высказывания. Так, к примеру, в Институте общественно-экономических исследований уверены, что для преодоления проблемы "скруток" НДС нужна не жесткая система контроля бизнеса и системы блокировок накладных, а прежде всего политическая воля.

В то же время даже ярые сторонники нового инструмента для налогоплательщиков, уверены, что ответ на вопрос, насколько велик процент фиктивных накладных, способны дать только представители Государственной фискальной службы. Для этого им нужно опираться на статистику. А ее пока слишком мало. Так, довольно точные статистические данные можно будет ждать лишь к концу 2018 года. Это даст возможность сравнить цифры по кварталам текущего отчетного периода и провести определенные параллели с прошлогодними показателями.